
На рубеже двух столетий – конца XV – начала XVI века – Кабарда была разделена на несколько княжеств, получивших по именам владельцев (но томков князя Инала) названия: Идария, Беслания, Талостания, Гилахстании1.
По преданиям, Беслан Жанхотов жил во второй половине XV века. Об этом князе, прозванном за свою дородность Тучным (Пц1апц1э), до кументальных источников чрезвычайно мало. Невозможно даже сказать с полной определенностью, был ли он верховным князем Кабарды, как следует из фольклорных материалов и вовсе не подтверждается документально.
В роду Инала Беслан представляет четвертое поколение: Инал – Табула – Жанхот – Беслан. У сына Инала Табулы было три сына: Инармас, Жанхот и Минбулат. Жанхота – двое сыновей: Беслан и Талостан.
По Ш. Б. Ногмову, «князь Береслан Кайтукович Джанкутов (Беслан Жанхотович Иналов. – Ч. К.) одарен был удивительной дородностью и толстотой. Щедрая природа, излившая на него с избытком свои дары, наградила его вместе с тем умом и отличными способностями: превосходные его распоряжения всегда оканчивались с успехом»2.
Далее Ногмов рассказывает о военном походе Беслана Тучного, имевшем целью проложить путь между Кабардой и Астраханью, предприятие само по себе полезное для заключения мирного договора с шамхалом Тарковским. Возвращаясь из Дербента, Беслан привез богатую добычу.
Ш. Б. Ногмов описывает его как человека, обладавшего решительным и смелым характером, строгим умом и благородством.
Беслану Жанхотовичу, по преданиям, принадлежит идея разделения населения Кабарды на сословия. Уздени делились на пять разрядов: тлекотлеш, кодзь, деженуго, пши-уорк, или беслан-уорк, шаоотлух-гусса; общее же название уорки. Крестьянство подразделялось на четыре разряда: пшикеу – княжеские, тлаокошао – крепостные, длагуниит, или тлхукотли – крестьяне, и унауты – дворовые.
Во введении к «Истории адыхейского народа» Ш. Б. Ногмов определяет основные источники исторических сведений об адыгах, которыми он мог располагать. Это:
- Изустные предания, известные в народе под названием «сказания старцев».
- Песни, сочиненные гегуаками на важные происшествия и подтверждаемые стариками.
- Пословицы и народные поговорки по поводу разных исторических событий.
- Древние наименования урочищ, подтверждающие исторические сказания старцев.
- Памятники зодчества и ваяния, сохранившиеся в целостности от прежних времен3.
Из этого перечня видно, что ученый черпал материалы для своей «Истории…» главным образом из устного народного творчества, как это было и при рассказе о князе Беслане.
Говоря о Беслане Жанхотовиче как о главном князе Кабарды, Ш. Б. Ногмов утверждает, что Беслан Тучный, стремясь упрочить начатки государственности в Кабарде «и для оказания всякому правосудия», учредил во всех населенных пунктах «по одному хеезжа» (третейский суд), на заседаниях которого рассматривались гражданские дела, кроме уголовных, и жалобы жителей. Суды эти состояли из нескольких человек – законопослушных и уважаемых узденей и народных избранников из низов. Дела и жалобы разбирались третейскими судами под председательством князя в главном суде, находившемся там, где жил князь.
Беслан Тучный учредил различные штрафы за неисполнение религиозных и иных обрядов, за неблаговидные поступки. «Зловредных людей» «старался всеми силами искоренить», провинившихся князей лишал княжеского достоинства или изгонял.
К этим данным Ш. Ногмов добавляет и такую деталь: Беслан клеймил своих лошадей особым тавром, получившим название «бесланеевского»4.
Этих подробностей, указывающих на то, что Беслан Тучный был старшим князем, вполне достаточно, хотя прямых исторических свидетельств и не найдено.
Документально же подтверждается лишь то, что Беслан Жанхотович – представитель четвертого колена Иналова рода и что в составе Казыевой Кабарды было владение князя Беслана.
Карданов Ч. Э. «Князья Кабарды». 2016г.
Примечания
1. КРО.Т. 1.С. 383-384.
2. Ногмов Ш. Б. Указ. соч. С. 146.
3. Там же. С. 64-65.
4. Там же. С. 146.