
В газете «Адыгэ псалъэ» была опубликована заметка А. Кушхабиева с предложением назвать одну из улиц Нальчика по имени родоначальника кабардинских князей Инала. Вскоре там же появилось письмо читателя, С. Шидакова, который просил редакцию рассказать о жизни и деятельности этого князя.
На первом конгрессе Международной Черкесской Ассоциации, проходившем в Нальчике в мае 1991 года, А. Кушхабиев снова повторил свое предложение. Большинство делегатов съезда не знало, кто такой Инал.
По просьбе редакции автор настоящего труда и доктор филологических паук, профессор, заведующий отделом фольклора Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института Адам Гутов выступили в прессе с очерком об Инале-Нэху, жившем в XV веке. Кабардинцы также называют его Инал-Нэф (Инал Одноглазый), так как в одном из сражений он потерял глаз.
Известно о нем очень немногое. Бесписьменные народы Северного Кавказа не сохранили документальных источников о своем далеком прошлом, поэтому историкам приходится опираться в своих изысканиях на памятники устного народного творчества.
Так поступил и Шора Ногмов, создавший «Историю адыхейского народа» по преданиям старины. Согласно его данным, Инал – выходец «из Арави», из рода Арабхана (колено Кеса и его сына Хурфале). У Хурфале, пишет Ногмов, был сын Инал, «Инал был щедро одарен природой; он имел все качества великих и добродетельных людей. Под его твердым и благородным управлением прекратились смуты и беспорядки между адыгейцами. Приобрев доверенность народа, он упрочил свою власть и успел примирить враждующие стороны и соединил разъединенные силы. Благородная душа его, ненавидя насилие и беспорядки, предприняла строгими мерами истреби ть укоренившееся буйство. Первым попечением его было наказать виновных в беспорядках князей и подданных. Некоторых он подвергнул телесному наказанию, а более важных преступников казнил смертью; добрых не ласкал, а старался отличать, в особенности он оказывал свои милости опским, или абазинским, князьям»1.
Далее Ногмов описывает последствия начинаний верховного правителя Кабарды, испытывавшего удовлетворение от того, что «водворенное им устройство начало упрочиваться». Многие владетели, не подчинившись «власти Инала, удалились в самые неприступные места», совершая оттуда набеги на покорных ему феодалов. Тогда, собрав войско, он разбил в сражении объединенные отряды неподчинившихся, тридцать главарей пленил, десять из них были казнены, остальные приведены «к присяге на верность и подданство». Опский князь Оздемир погиб в битве.
Благоразумие, прямодушие и решительность снискали Иналу уважение среди адыгских племен, еще более упрочившееся, когда египетские переселенцы смешались с местными жителями, переняв их веру и язык.
Подданные называли Инала великим и мудрым правителем, главной заботой которого было спокойствие и процветание края. Его даже нарекли святым. Позднее в народе родилась поговорка: «Дай, Аллах, Иналов день».
Восстанавливая по крупицам сведения об Инале, жившем в XV веке, нельзя забывать о том, что в те времена попытки централизации власти, от кого бы они ни исходили, вызывали яростное сопротивление удельных князей. И тем не менее родоначальнику кабардинских, бесленеевских и темирго- евских владетелей удалось сломить сопротивление сепаратистов и объединить под своей властью значительную часть адыгов.
Генеалогия Иналова рода до 1640-х годов дана русскими государственными чиновниками А. М. Пушкиным и А. И. Лобановым-Ростовским в родословных кабардинских князей и мурз XVII века2.
По записи А. М. Пушкина, у сына Инала, Табулы Иналовича, было трое сыновей: Инармас, Жанхот и Минбулат, а по Лобанову-Ростовскому – четверо (четвертый – Кармиш). А. И. Лобанов-Ростовский указывает также, что Табула имел брата Беслана, основавшего в устьях Лабы и Кубани урочище Бесланей. В качестве же прародителей кабардинских княжеских родов оба автора называют сыновей Табулы – Инармаса, его сына Идара, Жанхота с сыновьями – Бесланом Тучным и Талостаном, Минбулата и его сына Гилахстана. Потомки их в начале XVI столетия и явились основой Иналова рода.
Более подробные генеалогические связи можно проследить по сохранившимся архивным документам, вошедшим в сборник документов «Кабардино- русскиеотношениявХУ1-ХУШвв.» ииспользованным в «Истории Кабардино- Балкарской АССР», в трудах С. А. Белокурова, Т. X. Кумыкова, Ч. Э. Карданова, О. Л. Опрышко, Б. К. Мальбахова и других3.
Документы, вошедшие в КРО, задолго до Великой Отечественной войны собирались исследователями Н. Ф. Демидовой, Е. Н. Кушевой, А. М. Персовым, В. М. Букаловой. Изданы они были в 1957 году. Однако нет сомнения в том, что многие архивные свидетельства по истории народов КБР еще не введены в научный оборот. Видимо, немалым количеством документов располагают хранилища Турции; исследование их помогло бы пролить свет на многие малоизученные события кабардинской истории, края в целом и, в частности, в период правления Инала.
Пока же приходится довольствоваться тем немногим, что рассеяно по разным изданиям.
В примечательной книге С. М. Броневского «Кавказцы» (1730-1820) освещаются многие вопросы истории Кабарды: общественная жизнь, хозяйство, адаты, традиции, религия, язык и другие. Именно Семен Броневский одним из первых ученых, изучавших прошлое адыгов, обратился к фольклору. Он рассказывает, например, о том, как отец Инала Кес, прибыв из Аравии, захватил адыгские и абхазские земли. С тех пор кабардинцы, натухайцы, темиргоевцы и хатукаевцы считают первым своим князем Инала.
Мнение С. Броневского подтвердил Ф. Леонтович в своей книге «Адаты кавказских горцев» (Одесса, 1882. Т. 2. С. 189).
Следующей обстоятельной работой, в какой-то мере, освещающей жизнь и деятельность князя Инала, явилась «История…» Ш. Ногмова. В ней находим сведения о том, что у Инала было три жены и пятеро сыновей.
А. В. Гадло утверждает, что Инал вначале появился у абхазов, а затем уже создал общеадыгское княжество, которое после его смерти распалось, раздираемое междоусобицами.
Ш. Б. Ногмов полагает, что виной тому послужили разноутробные Иналовы дети, мирно не поделившие отцовских владений. Мавзолей Инала (чэщанэ) находится неподалеку от Адлера. По Ногмову, могила носит название Инал-Кубе и расположена в Абхазии, на Дзибе. Многие путешественники и историки считают, что умер он после наведения порядка среди абхазов.
Фр. Дюбуа в «Путешествии вокруг Кавказа» также указывает, что Инал основал первое княжество адыгов и абхазов, объединив враждующих феодалов.
К великому сожалению, ни устное народное творчество, ни документы и литература не дают ответа на вопрос о том, жил ли Инал на нынешней территории КБР. Ничего неизвестно и о его конкретных делах, связанных с нашим краем, умалчивают об этом и кабардинские предания.
Абхазский исследователь Ш. Д. Инал-Ипа в своем труде «Абхазо-кабардинские этнографические параллели. Вопросы кавказской филологии и истории» (Нальчик, 1982. С. 68-84) разделяет позиции Шоры Ногмова, Аскерби Шортанова и других этнографов, фольклористов и историков, пи савших об Инале, за исключением утверждения о том, что Инал абхаз по происхождению, то есть не принадлежит к арабской династии Арабханов.
Некоторые исследователи и мусульманское духовенство считают, напротив, что корни Иналова рода – из Аравии. Такая точка зрения объяснялась в свое время желанием придать большой вес при дворе русского царя таким, в частности, фамилиям, как Черкасские и Бековичи Черкасские, якобы ведущим свое начало от арабского княжеского рода. Писатель и фольклорист Аскерби Шортанов долгие годы возглавлял сектор народного творчества в КБНИИИФЭ и придерживался, в основном, взглядов М. Е. Талпа, который в 1936 году опубликовал статьи и общие замечания к книге «Кабардинский фольклор» (С. 628-629), указывая в них, что известия об Инале содержатся в труде, изданном в Турции, но не назвав его.
В архиве КБНИИИФЭ имеются материалы об Инале, собранные в 1945- 1955 годах. Лучшие из них – записи Амирхана Хавпачева, Амби Шхагапсоева, Мута, Мады и Хазиза Бербековых.
Датой смерти Инала Ш. Б. Ногмов считает 1427 год4, А. Т. Шортанов – 14585 (по фольклору адыгов).
В девятой главе «Истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века» говорится: «По преданию, родоначальнику кабардинских, бесланеевских и темиргоевских князей Иналу (жившему в начале XV в.) удалось сломить сопротивление… ряда феодалов и объединить значительную часть населения под своей властью»6.
То есть уже в XV столетии наиболее дальновидные представители Кабарды понимали необходимость прекращения междоусобных конфликтов и централизации власти.
Карданов Ч. Э. «Князья Кабарды». 2016г.
Примечания
1. Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1958. С. 112-113.
2. КРО.Т. 1.С. 383-387.
3. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа… С. 233; Кумык Т. X. Присоединение Ка- барды к России… Нальчик, 1957. С. 18; Карданов Ч. Э. Из истории отношений между адыгскими народами и Россией в XVI веке. С. 71; Опрышко О. Л. По тропам истории. Нальчик, 1990; Мальбахов Б. К., Эльмесов А. М. Средневековая Кабарда. Нальчик, 1994.
4. Ногмов Ш. Б. Указ. соч. С. 113.
5. Шортанов А. Т. Адыгэ 1уэры1уатэхэр. Налшык, 1969. Т. 2. Н.
6. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до XVIII в. М.: Наука, 1988. С. 237.