Род Таовых подробно описан в книге Бейтуганова С.Н. Таовы: История в лицах. Тау в переводе с тюркского означает «гора» и это довольно распространенное среди адыгов имя, поэтому должны существовать неродственные между собой ветви фамилии.
Первое обнаруженное документальное упоминание о Таовых содержится в «Описании населенных мест Большой и Малой Кабарды», составленном в 1744 году геодезистом Степаном Чичаговым к выполненной им карте Кабарды. В нем указана 21 деревня князя Росланбека Кайтукина, в том числе и деревня Таува (присоединился к аулу Докшокина — совр. Старый Черек).
Генетические исследования
На сегодня тест-ДНК сдало двое представителей Таовых.
| Ветвь | География | Гаплогруппа | Лаборатория |
| Хатохшуко | Кенже | G2a2 … G-Y86896 | YSEQ |
| Малка | E1b … E-Z16659 | FTDNA | |
| Туовы* | Егерукай > Кошехабль | G2a2 … G-FT13327 | FTDNA |
* Это западно-адыгская фамилия Тыу с другой этимологией.
Представитель рода Таовых из аула Кенже прошёл полногеномное ДНК-тестирование, результаты которого подтвердили глубокую генетическую связь с историческим населением Северо-Западного Кавказа. Установлено, что по мужской линии он принадлежит к гаплогруппе G2a2 — одной из наиболее характерных для адыго-абхазских народов.
Более того, анализ выявил у него редкий субклад G-Y86896, возраст которого оценивается примерно в 3200 лет до ближайшего общего предка. Это означает, что его прямая отцовская линия восходит к эпохе поздней бронзы — времени, когда на территории современной Адыгеи и Карачаево-Черкесии уже существовали устойчивые этнокультурные общности, предки нынешних адыгов.

Протестированый является потомком Хатокшуко. На сегодня его ближайшие совпаденцы по str-маркерам такие:

Примерный путь миграции этого маркера по версии лаборатории FTDNA

Представитель рода Таовых из аула Малки прошёл базовое Y-хромосомное тестирование (Y37), результаты которого пока не позволяют сделать окончательных генеалогических выводов из-за ограниченного числа анализируемых маркеров. Тем не менее, уже на этом этапе выявлена редкая гаплогруппа E1b — линия, чаще ассоциируемая с популяциями Южной Европы, Балкан и Северной Африки.
Хотя гаплогруппа E1b встречается на Кавказе, её распространённость среди адыгов и абхазов крайне низка. Это может указывать либо на весьма древние миграционные связи, либо на индивидуальную историю рода, вышедшую за рамки типичных генетических паттернов региона. Для уточнения происхождения и установления возможных родственных связей необходимы более углублённые тесты — в частности, Big Y или как минимум Y111.
На сегодня его ближайшие совпаденцы по str-маркерам такие:

Примерный путь миграции этого маркера по версии лаборатории FTDNA

Представитель рода Туовых (Тыу) из аула Кош-хабль прошёл базовое Y-хромосомное тестирование (Y37). На данном этапе делать окончательные выводы преждевременно: объём данных ограничен, а разрешающая способность начального теста недостаточна для точной идентификации генетической ветви.
Тем не менее, по совпадениям STR-маркеров он демонстрирует наибольшую близость к западно-адыгской группе. Более того, есть основания полагать, что при переходе на углублённое тестирование (например, Big Y) он окажется носителем субклада G-FT13327 — того самого, который входит в более широкую гаплогруппу G-Y86896, ранее выявленную у Таова из Кенже.
Если это подтвердится, то оба рода — и кенженские Таовы, и кошехабльские Туовы — будут восходить к единому предку, жившему примерно 3200 лет назад. Пока же окончательная проверка остаётся в будущем: без полногеномного анализа ясности не будет. Но даже предварительные данные намекают на возможную древнюю связь между, казалось бы, разными ветвями, уходящую корнями в эпоху бронзового Кавказа.

ИСТОРИЯ
Самое раннее географическое упоминание, связанное с Таовыми, встречается в «Описании населенных мест Большой и Малой Кабарды», составленным в 1744 году Степаном Чичаговым. В ней указана деревня Таува во владениях Росланбека Кайтукина.
В документе «Копия списка кабардинским узденям, каким владельцам принадлежат и как себя ведут» за 1821 год упоминаются:
- уздень Аджи-Муса Тауов — «разбойник» (подвластный князя Бекмурзы Андемирова)
- уздень Муса Тауов — «в шалостях никогда не замечены» (подвластный князя Асламбека Батокина)
- Магомет Туов — «разбойник» (подвластный князя Камботцука Хамурзина)
В документе «Ведомость исчисления кабардинского народа … «, составленной в 1825 году Якубом Шардановым, упоминаются:
- бежавший за Кубань уздень Хажи Муса Таов (бежал в 1821-1822, позже был прощен и вернулся).
- умерший уздень Каирбек Таов (тоже бежал за Кубань).
- аул 2-й степени узденя Мусы Таова на р. Черек (Муса Таов умер между 1839 и 1846 гг, не оставив наследников, и его улом завладел Темтиров).
- Матгери Таов с сыновьями Псаун и Марем, братьями Батыш и Туза в ауле Абеева.
Из прошения Измаила Карданов за 1832 год выясняется отчество Мусы Таова — Биту.
Тохтамышевские (Кошероковские, Тыжеевские) Таовы
Ведут свой род от Жабаги — Долат — Умат — … Семейное предание кошероковских (кенженских) Таовых подробно описано здесь.
В середине XIX века в ауле Тохтамышева проживали сыновья Умата — родные братья Хасан, Хасын и Хусин Таовы, а также их ближайшие родственники, также носившие фамилию Таов: Ислам и Мет. Трагедия разразилась в 1858 году, когда в ходе внутреннего конфликта был убит Хасын Таов. Его гибель стала поворотным моментом в судьбе всей ветви. В следующем году, в 1859-м братья — Хасан и Хусин — покидают Тохтамышево и переселяются в аул Шипшева. Вскоре, в 1865–1866 годах, этот аул вошёл в состав Кошероково, ныне известного как Кенже. Именно от Хасана и Хусина ведут своё происхождение все кенженские Таовы.
Между тем вдова убитого Хасына, оставшись с двумя малолетними сыновьями — Паком и Суфой, — временно возвращается в родительский дом. Позже она вновь выходит замуж — за Карагулова из аула Ашабово. Однако, несмотря на перемены в семейном положении матери, мальчики сохраняют отцовскую фамилию. Эта преемственность была возможна во многом благодаря поддержке со стороны кошероковских родственников — тех самых Хасана и Хусина, обосновавшихся в Кенже.
Так Пак и Суфа становятся родоначальниками одной из ветвей малкинских Таовых, сохранив связь с общим предком, несмотря на разлуку, трагедию и перемены исторической эпохи.

Самое раннее документальное упоминание кишпекских (тыжеевских) Таовых содержится в протоколах сословной комиссии Кабарды за 1862 год. Среди жителей аула Тыжево фигурирует Шамаил Таов — без отчества, что характерно для официальных переписей того времени. Уточнение приходит из посемейных списков того же аула за 1886 год: здесь Шамаил записан уже как Шамаил Метович Таов. Это отчество даёт основание предполагать, что его отец — Мет Таов — может быть тем самым Метом, упомянутым в середине XIX века как брат Хасана и Хусина, проживавших до 1859 года в ауле Тохтамышево.
Подтверждение этой гипотезе даёт и другая фигура из протоколов сословной комиссии — Тлоста Таов, также обнаруженный в документах того же времени. Анализ фамилий, упомянутых в непосредственной близости от его имени, показывает, что они происходят именно из аула Тохтамышево. Более того, в тех же посемейных списках Тыжево за 1886 год значится Хажи-Батыр — прямой потомок Тлосты.
Контекст этих переселений становится понятен из местной исторической традиции: около 1857–1858 годов в Тохтамышево произошёл острый внутриродовой конфликт между Анзором Тохтамышевым и его племянником Жамботом Тохтамышевым. В результате Жамбот, не желая подчиняться дяде, увёл за собой часть подвластных в Тыжево.
Весьма вероятно, что именно в составе этой группы в Тыжево прибыли и Мет, и Тлоста Таовы. Их присутствие в ауле вскоре после переселения, совпадение географического и хронологического контекста, а также общее происхождение окружавших их семей из Тохтамышева позволяют рассматривать тыжеевскую (кишпекскую) ветвь Таовых как ответвление от того же узденского рода, что и кенженские Таовы.
Окончательное подтверждение этой реконструкции требует дополнительных генеалогических и генетических данных.
Вольноаульские Таовы
Согласно семейному преданию, записанному Хажбарой Мишевичем Таовым со слов Миши Ибрагимовича Таова, в ауле Брамта (ныне — Вольный Аул) некогда жили два брата — Тау и Тамби. Их потомки стали носить фамилии по именам отцов, и именно от Тау пошла ветвь рода Таовых.
Легенда повествует, что однажды в Кабарду прибыл царский представитель и был поселён в доме Таова из Брамты. Хозяин был пасечником, и особенно поразил гостя чистотой и порядком в своём жилище. В знак благодарности за гостеприимство, уезжая, чиновник подарил Таову обширную поляну в горной стороне, неподалёку от Брамты, а также грамоту с печатью, подтверждающую право на владение землёй. По словам Миши Ибрагимовича, эта грамота долгое время хранилась на чердаке дома его отца — Ибрагима Харуновича Таова — в ауле Герменчик. Сам Миша Ибрагимович был внуком Тау, сыном Харуна, что позволяет отождествить этого Тау с тем самым легендарным братом Тамби — предком рода.
Документальные данные подтверждают, что в 1850–1860-х годах Таовы действительно проживали в Брамте. В частности, упоминается Пыль Таов. Позже семья переселяется в аул Тлекеча Кудинетова, более известный как Шалушка. Уже с 1879 года в Шалушке фигурируют Тау и его сыновья — Харун, Пыль, а также, вероятно, Хажимахо и Нох. В посемейных списках 1905 года по Шалушке зафиксированы Гула и Бекмурза — сыновья Пыля Таова, а также Ибрагим Харунович — сын Харуна и отец того самого Миши Ибрагимовича, с чьих слов была записана легенда.
Так устное предание и архивные источники, дополняя друг друга, воссоздают картину происхождения и перемещений одной из ветвей рода Таовых — от горной Брамты до Шалушки и далее, сквозь время, до наших дней.
Тау — Пыль — Кази — Аслангери — Урусби — Хасанби (родословная олимпийского чемпиона Таова Хасанби).
В 1924-25 годах часть шалушкинских Таовых (Карамаша, Жамурза, Хатык, Миша, Баги и Тлугур) переселилась в Герменчик.
Урухские Таовы
Род Таовых был представлен и в ауле Магомет-Мирзы Анзорова, кабардинского узденя, бежавшего в Чечню в середине XIX века. В документе 1847 года зафиксирован Огурли Таов (рожд. 1795 г.) вместе с сыновьями — Астемиром, Умаром, Исхаком, Хабижем, Шорой и Кайсыном, а также с братом Тукой и племянником Каспотом. После ухода Магомет-Мирзы Анзорова жителей его аула расселили по соседним поселениям, и дальнейшая судьба семьи прослеживается фрагментарно.
Так, Исхак Таов упоминается вновь в 1859 году, а Астемир — неоднократно в 1874, 1882, 1883 и 1887 годах как житель аула Хату Анзорова, ныне известного как Старый Урух. Именно от этой линии, по-видимому, ведёт начало староурухская ветвь рода Таовых.
Примечание: Интересно, что основателя одной из малкинских ветвей Таовых тоже зовут Исхак, а также то, что тамги староурухских и этих малкинских Таовых похожи (см. ниже раздел про тамги).
Интересную версию происхождения этой ветви сохранила семейная легенда. Как записал исследователь А.И. Мусукаев со слов Мухамеда Таова (1909 г.р.), предки староурухских Таовых изначально проживали в районе современного Майкопа, где носили другую фамилию. По неизвестным обстоятельствам — возможно, в результате межродового конфликта, они покинули родные места. Новую фамилию они взяли в честь человека, который помогал им.
Согласно той же легенде, потомки этой ветви расселились в Старом Урухе, Верхнем Акбаше, Дейском и даже в Кенже. Хотя документальное подтверждение этой версии пока фрагментарно, сам факт её существования указывает на сложную миграционную и социальную динамику кабардинских родов в XIX веке — когда перемещения, усыновления имён и смена фамилий порой становились условием выживания.
Терские Таовы
Среди жителей аула Боташева (Плановское) в 1858 году упомянут Индрис Таов. Жил он скорее всего с братом Заурбеком, который также встречается в посемейных списках аула Боташева за 1862 год. В тех же списках есть и Индрис, но записан как Теувежев — по имени отца. Доказательством того, что Индрис и Заурбек — братья, являются посемейные списки Боташево за 1886 год, где записан Заурбек Теуважевич. Там же записан Кябяга Джигаштович Таов с более скромным хозяйством. Его потомки также встречаются в документах 1925г. Иналуко Джагаштович умер в ссылке в 1908 году.
Отдельно от других прослеживаемых линий вырисовывается так называемая хапцеевская ветвь Таовых. Её истоки можно увидеть уже в ранних документах XIX века. В «Ведомости исчисления кабардинского народа…», составленной Якубом Шардановым в 1825 году, среди жителей аула Абаева упоминается Матгери Таов вместе с сыновьями Псауном и Маремом, а также с братьями Батышем и Тузой (возможно — Тызой). Часть из них все еще встречается в ауле Абаева в 1862 году:
- Гуца Таов
- Шокуц Таов с сыном Цаадулой
- Псаун Таов с сыновьями: Тату, Бабыта и Теважуко.
В Абаево 1886 г они уже не встречаются, но Марем и Тыза Таов, вернее их потомки, встречаются в посемейном списке аула Хапцева за 1886 год:
- Теуов Теун Алимурзович (39лет) с сыном Теунск (Теунок?)
- Теуов Хазеша Майремович (39лет)
- Теуов Мурат Кайтукович (79лет), сын Камбот (39), сын Шида (7), сын Жамбот, внук Шухаиб Камботович, внук Хамид Жамботович
- Теуов Тыза Маилович (59лет), сыновья: Маша, Ницу и Алиса(г?).
Таовы из КЧР
В Карачаево-Черкесской Республике, в частности в аулах Зеюко и Кош-Хабль, существует отдельная ветвь рода Таовых, а также род Баловых, которые, согласно семейным преданиям, изначально были Таовыми и позднее сменили фамилию. Происхождение этой ветви окутано особым ореолом: по устной традиции, род ведёт начало либо от осетина по фамилии Каргаев, либо от боташевской линии Таовых. Эта версия нашла отражение в исследованиях А. И. Мусукаева, в частности в его работе «Осетинские корни кабардинских и балкарских фамилий».
Отдельно стоит упомянуть абазинскую ветвь Таовых, проживающую в ауле Тапанта. Этот аул сформировался из более раннего поселения Эльбурган, также известного как Бибердовский. В документе 1872 года среди жителей аула Бибердова значится уздень Али Тов, отнесённый к «абадзехскому племени». См. тамгу абазинских Таовых ниже.
Ашабеевские Таовы
Из источников пока не прослеживается их связь с другими ветвями Таовых. Существует предание, что малкинские Таовы пошли от Хамата Бекалдиева из а. Кошехабль, которого из-за огромного телосложения прозвали Тау (гора).


Здесь, скорее всего, имеется ввиду современное с. Карагач (а. Иналова, в состав которого вошел а. Кошева). В Карагаче и сейчас живут кабардинцы Бекалдиевы, причем Карагач находится рядом с Кишпеком (а. Тыжевых).
Первое документальное упоминание об ашабеевских Таовых относится к 1873 году (ЦГА КБР, ф. И-2, оп. 1. д. 275, л. 48 — 53 об).

Перепись 1825 года не упоминает Таовых в ауле Ашабовых. Нет их и в переписи 1859-1862гг (аулы Ашабова, Аджиева, Трамова).
Они появляются лишь в переписи а. Ашабова за 1886 года:



В посемейных списках Ашабово за 1886 Пшиапшо/Пшиапшоко Нашхович, скорее всего, сын Нашхо Таовича, возраст которого (48 лет) указан в книге ошибочно (должно быть 78). Вероятно и сама ветвь малкинских Таовых пошла от этого Тау.
Здесь Таовых условно можно разделить на Исхаковичей и Нашховичей, родство которых в архивных источниках пока не прослеживается.
Исхаковичи

Нашховичи

Тамги Таовых
Т.к. имя и прозвище Тау было достаточно распространенным среди адыгов, то мы имеем несколько неродственных ветвей и разнообразие тамг. В книге Чуяко А.Б. «Адыгские фамилии и тамги» перечислены следующие знаки

Пока некоторые из них не определены территориально.

Тамга абазинских Таовых (аул Тапанта) — похожа на тамги абадзехов Анчоко, Брамт и Цей.

Тамга Таовых из Кишпека

Тамга Таовых из Старого Уруха (Хатуей) — совпадает с тамгой владельца аула — Анзорова

Тамга ашабеевских Таовых
Из жалобы Пшиапшоко Таова за 1905 год о краже его лошади выясняется как выглядела его тамга

Она похожа на вариацию тамги узденей Ашабовых

Также у малкинских Таовых есть другая тамга, которая принадлежала Батуле Машуковичу (ветвь Исхака).

Она внешне похожа на тамгу старо-урухских Таовых, но больше на тамги кабардинцев Ашноковых (из Старого Уруха), абазин Дакумовых, карачаевцев Джуджутановых и Куловых.