ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ ОБ ИНАЛЕ

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ ОБ ИНАЛЕ И ИХ СВЯЗЬ С ЛЕГЕНДАРНЫМИ ВЕРСИЯМИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕРКЕССКИХ МАМЛЮКОВ

Предание об аравийском (египетском) происхождении княжеской династии Иналовичей.

Согласно черкесским преданиям, Инал происходил из знатного рода выходцев из Египта. По Ш. Ногма, Инал был представителем шестого поколения после Араб-хана. Ногма не говорит о мамлюкском или черкесско-мамлюкском происхождении Араб-хана, но указывает, что он был родственником Туманпая, вместе с которым они сопротивлялись нашествию турок султана Исгака (очевидно, Селима Явуза, гады правления 1512-1520) [1, с. 109].

Мамлюки терпят поражение, Туманпай погибает, а Араб-хан с частью войска успевает сесть на суда и покинуть Египет. Он оказывается в Византии, где «греческий император принял его милостиво, облагодетельствовал и позволил ему поселиться со своими выходцами на реке Кобарте, в Тавриде». Интересно объясняется мотивация императора, который желал «сим благодеянием приобрести новый оплот для своей империи, поставив на границе людей известной храбрости и испытанного мужества». Ногма не обращает внимание на обстоятельство, которое должно было быть известно ему: Византия прекратила свое существование более чем за 60 лет до захвата Египта турками.

Далее, в изложении Ногма, турки не дали спокойной жизни беглецам и в Крыму, откуда они во главе с сыном Араб-хана Абдан-ханом морем переселяются в страну, «называемую в летописях Западным Кавказом». Ясно, что такого названия в летописях не было и что это явная редакционная ошибка или недосмотр А.П. Берже, первого издателя труда Ногма.

Еще в море у Абдан-хана рождается сын Кес. Беглецы высадились в Суджук-кале: «Обитавшие там адыгейцы приняли их ласково и позволили им селиться по берегу Черного моря до реки Хохоя». Хохой – «обширная и плодородная равнина» между Анапой и Кубанью. Также были известны Большой и Малый Хохой и урочище Хохопс [2, с. 3]. В этом плане интерес представляет гидроним «Родник Инала» (Инал-и-псин), в окрестностях Анапы [3, с. 187].

Кес благодаря своим качествам сплотил вокруг себя не только группу переселенцев, но и всех адыгов, и получил имя Пшир-Кесшь, то есть князь Кес. Так Ногма стремится показать происхождение этнонима черкес, но до конца не проговаривает эту версию. С другой стороны, у него есть готовая форма Черкес – это имя носил сын хана Ларуна, «уроженца Вавилонского», который, «вследствие гонений, оставил родину и поселился в Египте». У того было два сына, Черкес и Бикес, которые были убиты турецким султаном Исгаком. А Араб-хан и Туманпай, с которых начинается ветвь Инала, были их «ближайшими родственниками».

В эту цепь переселений, временных возвышений и поражений укладывается, но не может получить хоть сколько-нибудь точного подтверждения вся обширная эпоха от появления в Египте семьи Салах ад-Дина, которая имела, условно, «вавилонские» (месопотамские, курдские) корни, до османского завоевания Египта и Сирии в 1516-1517 гг., которое могло вызвать возвращение части черкесских мамлюков на Кавказ.

После первого черкесского правителя Кеса, или Пшир-Кеса, правил его сын Адо (у Хан- Гирея Адед-хан), затем внук Хурофатлае (у Хан-Гирея Хурфелай), затем власть перешла к правнуку – Иналу. В связи с деяниями Инала Ногма приводит дату – 1427 г. Несмотря на всю путаницу в событиях, странах и эпохах, дата названа вполне реалистичная. Это может быть следствием достаточно точного знания Ногма о времени жизни Инала, уже не легендарного, а реального предка кабардинских князей. Этот период способствовал росту влияния Черкесии, поскольку единая джучидская империя распалась на несколько ханств. Северокавказская равнина оказалась под контролем черкесов, имевших большой опыт участия в ордынских войнах и политике.

Вторая реалистичная черта эпохи Инала – включение абазин в адыгское политическое пространство. В XV в. действительно могло иметь место массовое переселение абазин на северные склоны Кавказа, где они с неизбежностью должны были оказаться под военнополитическим влиянием сильных черкесских княжеств – Кремука и Кабарды.

Третья реалистичная черта предания – связь с мамлюкским Египтом. На это первым обратил внимание в 1838 г., еще до написания Ногмовым и Хан-Гиреем их трудов, Эд. Спенсер:

«Согласно Палласу и иным современным писателям и преданиям, еще сохранившимся в семьях некоторых кабардинских вождей, князья Черкесии выводят свою родословную от Инала, знаменитого вождя, преуспевшего в пятнадцатом столетии и оставившего свое наследство для раздела между пятью сыновьями; этот вождь, как утверждалось, был потомком Араб-Хана, знаменитого арабского правителя, поселившегося с небольшим своим окружением между Кубанью и Анапой на Черном море. В это верилось, покуда более близкое знакомство с преданиями черкесов вкупе с более точным знанием истории арабов во времена правления в Египте династии черкесских мамлюков не доказали обратное» [4, с. 15].

С Иналом Хан-Гирей связывал крупное укрепленное городище Шанххир, или Шанх-р Кеисзе-р, «Шанхрское старое укрепление», которое находилось в непосредственной близости к Кубани, но, что важно, было отделено от нее топями, между речками Псф (Псиф) и Нпль (Непитль). В описании Хан-Гирея это «четвероугольное земляное укрепление, валом и рвом обнесенное, с четырьмя выходами, наподобие римского лагеря. Это древнее укрепление имеет в окружности около трех верст; оно на восток к первой, а на запад ко второй из упомянутых речек примыкает» [5, с. 64, 154]. Расположение Шанхирского (Шанджирского) укрепления показывает его предназначение для сдерживания кочевников. У С. Броневского отмечено, что считается, будто на Псифе был прежде город темиргойского владельца по имени Шанджир [6, с. 134]. Вполне вероятно, что Шанджир принадлежал прародителю темиргоевских князей Иналу, который жил в конце XIII – начале XIV в. Существенно в более позднее время некий черкесский мамлюк высокого ранга и, надо полагать, происходивший из черкесской княжеской фамилии мог возвратиться на родину и основать крупное феодальное владение – Кабарду.

Черкесское предание об Араб-хане отражает старую генеалогическую легенду, сконструированную знаменитым Ибн Халдуном по поручению султана Баркука в 80-е гг. XIV в. Согласно Ибн Халдуну, в стародавние времена арабское племя бану Гассан переселилось в Византию (билад ал-Рум) и оттуда перешло в Черкесию, где разошлось по разным племенам и породнилось с местным населением. Теперь же, в лице Баркука и его соотечественников, отмечал Халдун, нами управляют потомки гассанидов [7, с. 137].

Версия о переселении арабов в Черкесию была востребована как в самой Черкесии, так и в Египте, и Османской Турции на протяжении нескольких веков. Так, Эвлия Челеби приводит предание о происхождении черкесов от курейшитов, часть которых во главе с Кису бежала в Константинополь, откуда морем прибыла к черкесам. Сына Кису, вместе с которым он обосновался в районе Анапы, закономерно звали Шегаке [8, с. 57]. В разные версии этой путаной генеалогической истории Челеби вводит курейшитских прародителей абхазов, мегрелов и лазов. Отдельно подбираются персонажи – Мамелюке, Бузудук, Садашан, Хатукай, Жанай, Бесней, Болкай (Болоткай), Кабартай.

Незадолго перед Челеби халдуновская концепция была актуализирована ведущим мамлюкским эмиром Каира Ридван-беем ал-Факари (1631-1656), по инициативе которого было составлено весьма символически названное сочинение: «Покорение лиц, хмурящихся при упоминании родословной черкесских эмиров и связи ее с курейшитами» (1632) [9, с. 75]. Эта генеалогическая легенда была призвана «установить генеалогическую связь черкесов и арабов и поднять авторитет иноземной мамлюкской элиты в арабском обществе». Более того, происхождение от курейшитов было своего рода благословлением пророка Мухаммада на управление Египтом и другими арабскими землями [10].

Помимо общей легитимации, согласно которой приход к власти черкесских мамлюков был равен реставрации власти курейшитов, миф в редакции Ридван-бея решал и задачу повышения престижа его правления за счет выстраивания линии его родства с султаном Баркуком. Это было весьма актуально в отстаивании особых прав мамлюкской элиты на управление Египтом в условиях ослабления военно-политического контроля со стороны Стамбула.

Легенда утверждает, что, когда Селим I захватил Египет, некоторое число черкесских мамлюков возвратилось на родину предков. Среди них был и 13-летний эмир Рустам ибн Тимраз, предполагаемый потомок султана ал-Ашрафа Барсбая и, как уверяет источник, предок Ридван-бея ал-Факари. Некий ливанский купец из Триполи, будучи по делам в Черкесии, встретил там Рустама и узнал о его знатном происхождении. По возвращении в османские владения, купец сообщил о Рустаме черкесу Оздемир-паше, который управлял Йеменом и Абиссинией. Тот, в свою очередь, поведал о Рустаме Синан-паше, наместнику Египта. Синан-паша послал за Рустамом и приказал ему явиться к «вратам Османа». Рустам, тем не менее, отказался сделать это из-за опасения за свою жизнь и до своей смерти оставался в Черкесии, а умер он в правление Селима II (1566-1574). Его наследственные права в Османской империи оказались восстановлены тогда, когда Ридван оказался в рядах мамлюков и возглавил эту корпорацию [11, с. 155].

Сведения источников о существовании еще одного черкесского князя Инала.

Рассмотрение вопроса о происхождении княжеской династии Араб-хана – Инала усложняется тем, что в источниках крымско-татарского происхождения XVIII в. содержатся сведения о черкесском (кабардинском) князе Инале – современнике ханов Токта и Узбека. И.А. Мустакимов приводит сведения Утемиш-хаджи, согласно которому, «находящийся на смертном одре хан Токтага (Токта), узнав от своей жены Келин-Баялын о том, что она укрыла в «Черкесском вилайете» его племянника, будущего хана Узбека, послал за ним войско». Абд ал-Гаффар Кырыми, сообщал, что «Келин-Баялын, именуемая им между прочим “дочерью [одного из] чагатайских султанов”, втайне от Токты отправила Узбека к некоему Инал-беку, обитавшему в местности Кабартай в Черкесском вилайете» [12, с. 273-283].

Упоминаемый здесь Инал, правитель или наместник Черкесии, может быть реальным прототипом легендарного Инала, прародителя черкесских князей. Но вероятен также сценарий, при котором Инал, живший при Токта-хане, в конце XIII – начале XIV в., был основателем одного только темиргоевского княжеского дома Болотоковых. Татарские историки XVIII в. могли добавить идентификацию Инала, воспитателя Узбека, как именно кабардинца по той простой причине, что родословная кабардинского княжеского дома была весьма широко известна – и татарам, и туркам, и русским.

Кабардинский Инал жил, скорее всего, значительно позднее – во второй половине XV в. В 1753 г. в письме в Петербург кабардинские князья очень четко указали, что их предок жил в то время, когда в Крыму правил хан Джанбек-Хан [13, с. 189-190]. На это у них, видимо, имелись документальные основания – может быть, жалованная грамота от Джанибек-Гирея на управление Черкесией либо попросту в известных им генеалогических и иных преданиях персона и деяния Инала каким-то образом были связаны с этим ханом. Джанибек-Гирей I правил Крымским ханством в 1477-1478 гг.

Темиргоевский Инал в таком случае и есть тот Инал, который правил Черкесией и воспитывал Узбека. У Челеби говорится, что князья Болотоко произошли от Нулабука [8, с. 73]. В этом имени легко распознать Иналбека. Тогда князья Темиргоя (Кемиргоя, Кремука), как и само это владение, существовали в условном 1300-м г. Уяснить эту возможную связь помогает мамлюкский источник.

Черкесский султан Муаййад Шайх (1412-1420) – выходец из рода Болотоко, владетелей Кремука, срединного княжества Черкесии.

После сына Баркука Фараджа трон Каира занял наместник Дамаска черкес Муаййад – бывший мамлюк Баркука, купленный им за три тысячи монет у черкесского работорговца [14, с. 110-111]. Такая огромная сумма была заплачена, видимо, потому, что мамлюк этот был знатного происхождения.

Согласно Бадр ад-Дину Махмуду ал-Айни (1361-1451), составившему биографию султана Муаййад Шайха, он являлся сыном четвертого наследственного вождя черкесского племени Карамук (Karamdk) [15, с. 9]. Эта арабизированная форма черкесского названия, по всей видимости, соответствует современным итальянским формам: Кремук (Cremuch) у И. Барбаро в 1452 г. и на «Карте мира» Фра Мауро 1459 г., Кромук (Cromuc) у Дж. Интериано в 1502 г. [16, с. 97-99].

Здесь надо вспомнить наблюдение одного из наиболее тонких специалистов по этнической истории мамлюков А.Н. Поляка, отметившего, что власть и в Черкесии, и в мамлюкском султанате удерживалась одним и тем же этносоциальным слоем, то есть черкесской аристократией [17, с. 242]. Таким образом, султан Муаййад Шайх мог быть потомком того Инала, который жил во время Узбека.

Выводы.

В качестве самого общего вывода мы можем отметить, что легендарная связь Иналовичей с арабским Востоком отражала вполне реальную и весьма длительную эпоху военнополитических и культурных контактов Черкесии и мамлюкского Египта.

Легенда об «арабском» происхождении была призвана повысить авторитет княжеской династии Иналовичей, различные ветви которой на протяжении более чем пяти столетий управляли Кабардой, Бесленеем и Темиргоем. Кроме того, содержание источников позволяет поставить, пусть и в самой предварительной форме, вопрос о втором Инале, который мог жить на рубеже XIII и XIV вв. и от которого могла происходить темиргоевская династия Болотоковых.

Сами черкесские предания об Араб-хане очевидно схожи с преданием о происхождении черкесов от гассанидов, которое появилось при султане Баркуке и было призвано легитимировать приход к власти в арабской стране черкесских мамлюков.

ХОТКО Самир Хамидович

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

  1. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. – Нальчик: Кабардино-
    Балкарское книжное изд-во, 1958. – 239 с.
  2. Обзор событий на Кавказе в 1851 году // Кавказский сборник. Т. XXI. – Тифлис, 1900. Отд. II. – С. 1-52.
  3. Люлье Л.Я. Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами, называемыми: Черкесами (Адиге), Абхазцами (Азега) и другими смежными с ними // Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. Кн. IV. -Тифлис, 1857. Отд. I. – С. 173-193.
  4. Спенсер Эд. Описание поездок по Западному Кавказу / Пер. с англ. К.А. Мальбахова. – Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. революции 1905 г.», 2005. – 256 с.
  5. Хан-Гирей. Записки о Черкесии / Вступ. ст. и подгот. текста к печати В.К. Гарданова и Г.Х. Мамбетова. – Нальчик: Эльбрус, 1978. – 333 с.
  6. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. – Нальчик: Эль-Фа, 1999. – 224 с.
  7. Ayalon D. The Circassians in the Mamluk Kingdom // Journal of the American Oriental Society. Vol. 69. Pt. 3. – New Haven, 1949. – Pp. 135-147.
  8. Челеби Эвлия. Книга путешествия. Вып. 2: Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. – М.: Наука, 1979. – 287 с.
  9. Илюшина М.Ю. Три рукописи о происхождении Ридван-бея // XXIV Международная научная конференция «Источниковедение и историография стран Азии и Африки» 10-12 апреля 2007: Тезисы докладов / Отв. ред. Н.Н. Дьяков. – СПб., 2007. – С. 75-76.
  10. Iliushina M.Yu. The Origins of the Circassian mamluks. A Subject of Myth-Making // URL: http://Dublications.hse. ru/preprints/133978793
  11. Hathaway, J. A Tale of Two Factions. Myth, Memory, and Identity in Ottoman Egypt and Yemen. State University of New York Press. 2003. – 295 p.
  12. Мустакимов И.А. Еще раз к вопросу о предках «Мамая-царя» //Тюркологический сборник 2007-2008: история и культура тюркских народов России и сопредельных стран. – М.: Восточная литература, 2009. – С. 273-283.
  13. Прошение владельцев баксанской группы Магомета Коргокина и др. императрице Елизавете Петровне о переводе кашкатавских владельцев с реки Шалуки и в Кашкатав. 1753 г., ранее июня 19 // Кабардино-русские отношения в XVI—XVIII вв. Документы и материалы в 2-х томах. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. II. -424 с.
  14. Muir W. The Mamluk or Slave Dynasty of Egypt, 1260-1517 A.D. – London: Smith, Elder, & Co, 1896. – 245 p.
  15. Holt P.M. Literary offerings: a genre of courtly literature // The Mamluks in Egyptian politics and society. Cambridge University Press, 1998. – Pp. 3-16.
  16. Хотко C.X. Черкесия и княжество Кремук на «Карте мира» (Mappamondo) Фра Мауро, 1459 г. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». – Майкоп: изд-во АГУ, 2014. Вып. 3 (144). – С. 96-101.
  17. Poliak A.N. Le Caractere colonial de I’etat Mamelouk dans ses rapports avec la Horde d’Or // Revue des Etudes Islam- iques. – Paris, 1935. T. 9. – Pp. 231-248.
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий