
Ахлов (Охлов), согласно родословным кабардинских князей, правнук Гилахстана1. В челобитной князя Нартшу Эльбаздукова и его родни (в их числе Ахлов и Келемет (Чалимат)), поданной в Терскую приказную избу 31 мая 1641 года, содержится просьба о защите от посягательств Казыевой Кабарды, и в частности Алегуко Шангелеевича Черкасского.
Келемет Черкасский жаловался по поводу убийства своего дяди князя Мудара Алхасова. 31 мая, пишет он царю, «били челом тебе, государю, Нарчов [Нартшу] князь Ельбузлуков да Илдар-мурза Ибаков, да Ахлов-мурза Айтеков, да Кельмамет-мурза Куденетович Черкасские, что приходили де, государь, на их Кабарды Алегук и Ходождук мурзы Казыева и Малой Нагай войною, и кабаки их повоевали, а Топсарук-мурзу Хорошаева убили и узденей многих побили и в полон поймали, и стада конские и животинные отгнали»2.
В июне 1643 года терский воевода М. П. Волынский направляет в Посольский приказ «отписку» на имя царя о том, что 28 апреля в Терский город приезжали от Ахлова Айтекова «уздени его Ансох [Жансох] с товарищи, в расспросе… сказывали, что приказал де с ними Ахлов-мурза… что де Казыевы Кабарды Алегук и Хотогжук мурзы з братьею и Малово Нагаю мурзы и абазинцы, собрався, стоят в зборе, а нуды де им чаять походу, и того де им неведомо».
Волынский извещает царя даже о таких деталях, как поездка в Крым из Шолоховой Кабарды матери Чалимата Ибакова Козеты – просить у хана ратных людей против Алегуко и Хатакшуко, которые удерживали ее в Казыевых владениях. Об этом сообщал и Ахлов Айтеков3.
Есть и письмо 1644 года Мусала Шангелеевича Черкасского о приезде к нему в гости узденя его дяди Ахлова Айтекова Созаруко (тлекотлеш Анзоров) и об убийстве последнего узденем Камбулата Пшеапшоковича Черкасского Касбулатом. Князь Мусал просил Волынского провести расследование убийства, поскольку, по обычаю кабардинцев, «гостей не побивают».
Имя Ахлова (Ахлова Кабарда) названо и в «отписке» терского воеводы В. А. Оболенского царю за декабрь 1645 года о приведении к присяге кабардинских князей на верность Алексею Михайловичу. 13 октября, как докладывает воевода, на Терек приехали князья и уздени владений Шолоховых, Мударовых, Ахловых, Анзоровых со стрелецким головой Иваном Кокошкиным и подали «шертовальные книги за своими руками» (подписями. – Ч. К.), заверив, что все их подданные «и козлары, и уздени, и холопи» на Коране поклялись в верности русскому престолу4.
В августе 1646 года В. А. Оболенский ставит в известность Посольский приказ: «…в Терском городе в аманатах кабардинские Ильмурзин сын Ян сохова Батырбий-мурза да Ахлова-мурзы Айтекова Менбулат-мурза, да Шо лоховы Кабарды Суркаев, сын Ибакова Салтанбек-мурза».
Оболенский докладывает также, что «Ильмурза Янсохов убит, а кабаками ево завладели Алегука да Ходождука мурзы Казыевы; а Ахлова-мурзы Айтекова кабаки небольшие ж, и он сам живет в кабаках своих мало, все но друзьям в бегах».
По мнению воеводы, «и от Ильмурзина и от Ахлова аманатов никикие крепости (пользы. – Ч. К.) Терскому городу нет». В заключение Оболенский просит царского указа: «Ильмурзин сын Янсохов и Ахлов сын Айтеков на Терке быть ли в аманатах, и о том, государь, вели нам, холопем своим, спой государев указ учинить»5.
Батырбий Эльмурзин, сын Эльмурзы Жансохова, вскоре был отправлен и Москву, где принял православие, получив христианское имя Петр. Минбулат, сын Ахлова Айтекова, был тоже отпущен из Терского города, как един ственный отпрыск рода, оставшийся после смерти отца, последовавшей к 1661 году. «Минбулат-мурза… из аманатов выпущен [воеводой] для того, что Ахлов-мурза умер, а у него остался один сын, тот Минбулат-мурза», – гласит документ6.
Карданов Ч. Э. «Князья Кабарды». 2016г.
Примечания
1. КРО.Т.1.С. 384,387.
2. Там же. С. 203.
3. Там же. С. 241.
4. Там же. С. 265-266.
5. Там же. С. 277.
6. Там же. С. 334.