Отражение сферы деятельности в фамильных наименованиях

С тех пор как человек стал заниматься целенаправленной хозяйственной деятельностью, среди людей выделялись одаренные и увлеченные, способствующие развитию и совершенствованию тех или иных навыков. Накапливавшийся опыт не пропадал бесследно, передавался детям, внукам, односельчанам и часто в качестве антропонимов, а затем и фамильных наименований закреплялся за широкими родственными объединениями (теми, под которыми мы сейчас понимаем фамилию) потомков мастера. Этот путь ономасиологического проявления фамильных наименований был ранним и конститутивным.

Среди адыгов распространенной считается фамилия Шибзуховых. Родоначальник ашабовских Шибзуховых во время женитьбы получил в подарок необыкновенной красоты и кстати, племенную кобылу – шыбз и она его, как и любого адыга – ценителя лошадей настолько заворожило, что молодой человек с головой ушел в разведение ценных пород этих благородных животных. Парень объездил всю Кабарду, встречался со многими специалистами этого требующего высокого профессионализма дела, консеквентно до тонкостей изучил науку коневодства, днем и ночью проводил время с лошадьми, экспериментировал… Прошли годы, он не только научился разводить отборных, без всяких изъянов лошадей, занимался постоянным совершенствованием известных пород, но поставил обмен и продажу их на предпринимательскую основу. К нему приезжали заказчики и покупатели из соседних с Северным Кавказом регионов. Сельчане — ашабовцы, видя такой серьезный подход к высоко ценимой адыгами профессии коневода, по праву назвали его Шыбзыхъуэ. В памяти потомков сохранились имена Ф1ыц1э, его сыновей Бетала и Касбота и других наиболее отдаленных представителей этого уважаемого рода.

[В архивных источниках среди конезаводчиков не упоминаются ашабеевские Шибзуховы. В Посемейных списках а. Ашабова за 1862 и 1886 год имена Ф1ыц1э, Бетал и Касбот не встречаются. Единственная семья Шибзухова Мерема встречается в Посемейных списках а. Трамова (присоединился к а. Ашабова). В их родословной (Бабыгу -> Сосрэн -> Жалгъэн -> Исмел -> Мерем) тоже нет данных имен. — прим. Zolka.ru]

В районе нынешнего Кубанска Краснодарского края находилось адыгское село из которого происходили старочерекские (Докшоково) и морзохские Ашиновы. Это был многочисленный род специализировавшийся в соответствии с абиотическими факторами среды на выращивании крупного рогатого скота. Фамилия и происходит от рода занятий «Уэщ» — «скот», «Уэщын» — «быть скотоводом», «иметь скот». Известно, что один из братьев Ашиновых: Мирзабек пустил корни в Докшоково, другой – Мачраил обосновался в Морзохе. Генеалогическую ветвь Мирзабека продолжил также проявивший себя в скотоводстве единственный его сын Бачмырза. Он отличался рассудительностью, аналитическим умом и степенным характером, почему не случайно Бачмырзу часто в селе избирали третейским судьей. Односельчане ценили его практическое знание жизни, уважительное отношение к людям, умение читать на арабском языке Коран и доступно объяснять верующим эзотерический смысл и суть аятов и сур. Среди особо выделявшихся потомков Ашиновых считался сын Бачмырзы Дыкъуэ, народный лекарь и специалист в области лечебных трав. Приведенная история рода Ашиновых – один из вариантов версии образования фамилии. Есть и другие и, кроме того, считается, что родственной Ашиновым, является фамилия Кудашевых. В Старом Череке в настоящее время насчитывается 46 семей Ашиновых и их фамилию возглавляет старейший представитель Кейсин.

Жившие у реки Псыжь (Кубань) Жамбеевы разводили коров, владели большим стадом и вообще занимались скотоводством в широком смысле этого понятия. Во времена Кавказской войны при Нартщауэ Жамбеевы мигрировали в Коголкино (Урух). Фамильное предание гласит, что Нартщауэ отличался лучшими качествами своего народа, о нем даже были сложены песни. Род урухских Жамбеевых делился на две ветви: Талиба и Нартщауэ, хотя известно, что у них был и третий, средний брат Урыс.

Во второй половине ХIХ века, пять-шесть поколений назад, в районе Клишбиево можно было встретить ежедневно пасущего коз пастуха по имени Джари. Предание гласит, что он не чаял в них души, проводил с животными все свое дневное время. Постепенно за ним закрепилось прозвище Бжэмбей, ставшее затем фамилией. В Нартане на сегодняшний день 24 семьи Бжамбеевых.

В книге «Века родословий» (Нальчик, 1997, с.81-85) нам приходилось писать о фамилии Ахобековых из Верхнего Куркужина и об одном из представителей этого рода Алижере, который обосновался в Аргудане. Его потомки впоследствии переселились в Карагач и их фамилия там стала звучать Ахубековы. Фамильное имя этих ветвей означает «Ахъуэбэч» — «старший пастух». Занимавшиеся материальным производством и хозяйством общинники обычно были мастерами в изготовлении различных орудий труда, загонов, сараев и других сооружений, связанных с их деятельностью. В хозяйствах адыгов имели место постройки для скота, хранения кормов, семенного фонда (плетенные амбары круглой формы на низких сваях), складирования соломы, силосные ямы, навесы, в которых размещались телеги и другие средства передвижения, сельскохозяйственный инвентарь. Использование же облегченного и «временного» строительного материала традиционно связано со спецификой военного быта адыгов и политическими условиями северокавказского региона. Примерно где-то 11-10 тысяч лет назад при смене присвающего хозяйства производящим происходят разительные изменения и в соотношении сил и интересов этнических общностей разных регионов и в результате скотоводам – земледельцам Северного Кавказа все чаще приходится привыкать к миграциям и полукочевому образу жизни.

[В Посемейном списке а. Абезыванова за 1862 год нет семей Ахобековых. — прим. Zolka.ru]

Когерентность Кетовых сказалась на их специализации: они в большом количестве разводили и продавали овец соответственно и их постройки были приспособлены к этой отрасли хозяйства. Поскольку в отарах Кетовых насчитывались сотни голов скота, им приходилось строить специальные, больших размеров заграждения чэт. Наблюдавшие за их деятельностью сельчане дали им прозвищную фамилию Кетовы. Близкой по семантическому осмыслению является фамильное имя Кертовых (Чэрты) из Карагача.

[Пока тестирование Кетовых (Чэт) и Кертовых/Кертиевых (Чэрты) показало разные гаплогруппы ДНК, т.е. они неродственны. — прим. Zolka.ru]

ФамилияГеографияГаплогруппа ДНКЛаборатория
КертиевКахунG2a1YSEQ
Кетов КенжеJ2aYSEQ

В семьях животноводов, естественно, женщины от мала до велика умели заготавливать и обрабатывать шерсть, вязать из нее одежду, носки, головные уборы, ткать ковры Аргуданские Цицевы особо преуспели в этом виде домашнего производства, что и вывело их на предпринимательский уровень.

В каждом селе жили люди, отличавшиеся смекалкой, творческим подходом к избранной ими профессии, изобретательством. Фамилия Вороковых начиналась с некоего Гисы, сумевшего в условиях села не только и не просто эпигонно соорудить плуг, новаторски и далее совершенствовать устройство, но и предлагавшего услуги соседям и односельчанам в качестве пахаря. В личной жизни Гисе в начале не везло в его семье долго не было детей. По согласию первой жены, Гиса женится второй раз и от этой женщины рождается сын, которого и называют Вэрокъуэ – «сын пахаря». И как бы вознаграждая за терпение и уважительное отношение к людям, судьба распоряжается таким образом, что в последующих поколениях семей Вороковых рождалось помногу детей, особенно, мальчиков. В одной только Малке – более 70 семей Вороковых. Они живут также в Сармаково, Каменномостком, Залукокоаже, Камлюково, Баксане, Чегемах I и II, Тереке.

[В Посемейных списках а. Ашабово (Малка) и а. Бабукова (Сармаково) за 1886 год нет ни одной семьи Вороковых. Шесть семей Вороковых встречается в Посемейных списках а. Кармова (Каменномостское) за 1886 год, но там нет имен Гиса или Вороко. — прим. Zolka.ru]

Равносильным по значимости и крайне необходимости для адыгов считалось и кузнечное ремесло. Северный Кавказ – один из древних очагов обработки металлов и где-то уже на рубеже II – I тысячелетий до нашей эры здесь изготовляли наконечники для стрел, ножи, топоры, серпы, отдельные части пахотных орудий. Кузнечное ремесло на начальной стадии связывалось непосредственно с языческими верованиями и магическими представлениями. Кузница подсознательно считалось одним из культовых мест, сюда к огню приходили мужчины села, здесь совершался обряд обрезания, бесплодные женщины просили бога огня о ниспослании им детей. Кузница была как бы центром общественной жизни общины и многие села имели своих мастеров, занимавшихся традиционной обработкой металлов. Гучаковы (Гъук1акъуэ) много поколений живут в Урожайном, называемом в прошлом Абаевом. Основателем фамилии был кузнец и, естественно, за его детьми и последующими потомками закрепилась эта фамилия. Потомки младшей ветви: Карашея – оказались в Верхнем Курпе. Карашей погиб в Великую Отечественную войну и его жена с детьми Баширом, Борисом и Асиром вернулись в отчий дом, но фамилия мужа осталась. Но в Урожайном есть Гучаковы и другого корня. Родоначальник их фамилии Мухамед с братьями жил на территории Чечни, хотя по происхождению считался кабардинцем. Конфликт с односельчанами заставил старшего брата Музарина и среднего – Мухамеда (третий, имя которого не осталось в памяти потомков в процессе конфликта погиб) покинуть свое село. Музарин подался в сторону Адыгеи, Мухамед поселился в Абаево.

Два корня Гукемуховых имели место и в Хумаре Карачаево-Черкессии. Более ранний произошел от жившего в Зеюко талантливого кузнеца Абубекира. Заказчики и покупатели изделий его производства не удерживались от экзальтированно-искренней благодарности и похвалы таланта мастера. Когда один из князей предложил ему ставить знак качества на изготовленных им изделиях, он, стесняясь, ответил: «Лучший знак – сияющее улыбкой лицо клиента». Насколько прекрасным и прославленным в округе специалистом был Абубекир, настолько в жизни и в общении он производил впечатление квиетизмического человека, старающегося быть с окружающими незаметным, до наивности простым и ни на что не претендующим. Односельчане, боясь зависти и сглаза кузнеца, дали ему прозвище «Гъук1эмыхъу» («гъук1э», «мыхъу» — «плохой кузнец», «непреобретший опыта», «малоопытный кузнец»). Так его многочисленные потомки стали Гукемуховыми. Второй корень образовался от Тыма Шакманова, ставшего семь поколений назад гостем зеюковского эфенди Гукемухова. Случилось, что Тым навсегда остался в Черкесии, сначала жил в Зеюко, а затем переехал в Хумару. Хумаринцы, часто видя Тыма в квартале Гукемуховых и родственное отношение к нему последних, думали, что он из их рода. Тым и сам питал к Гукемуховым теплые чувства и любил их как своих братьев и сестер. Он не стал возражать против приписываемой ему фамилии Гукемуховых. И естественно, что его сын Идрис, внуки Мусса и Абубекир, правнуки Керим, Газиз, Хасин, Айса и т.д. писались и считали себя Гукемуховыми.

В Старом Череке живут представители фамилии Гукежевых. Их пращур К1ащэ проработал на кузне долгую жизнь и сформировался в мастера высокого класса, профессионала, что и определило смысл его адаптированного фамильного имени: «опытный», «с большим опытом», «трудолюбивый». Кузнечным ремеслом занимались и его потомки. Один из них переселился в Клишбиево (Нартан), став Гучековым, то есть «сыном кузнеца».

Также к профессии кузнеца восходит имеющая древние корни и фамилия старочерекских Тляруговых (Лъэрыгъу). Они специализировались на изготовлении железных обрамлений (обручей) для деревянных частей колеса телеги – «Лъэ-ры-гу». Старшие Тляруговых из наиболее отдаленных предков смогли вспомнить имя Бачира, его сына Ильяса, внуков Хамида и Жандара, правнуков – Тату, Хамата, Мурида, Хажмизы и т.д.

Основателями нижнечерекских и жемталинских Гоплачевых были бесленнеевские уорки, братья Гоплачевы Нахо, Асламирза и Наиб. Гоплачевыми их называли потому, что их род занимался кузнечным делом и производством меди и серебра. Но они не только были мастерами и организаторами ремесленного производства, но и владели скорняжными мастерскими и являлись реализаторами своей продукции, то есть осуществляли предпринимательское производство и деятельность. Фамильное имя переводится, как «работающий с медью кузнец». Семьи Гоплачевых встречаются в Жемтале, Аргудане, Аушигере, В.Ауле, Старом Череке, Псынабо и ряде других населенных пунктов КБР.

Предпринимателями были предки фамилий Алешевых и Кенчешаовых из Псыжа. Алеш и Кенчешао занимались торговлей и в поисках ходового товара ездили не только по северокавказскому региону, но и по соседним. Их авторитет, активный образ жизни и предприимчивость способствовали тому, что первоначальная фамилия их забывается, а за потомками закрепляются фамилии, исходящие от имен братьев: Алешевы и Кенчешаовы. Сыновья старшего брата Алеши, продолжая дело отца, уезжают в Турцию. Потомки Кенчешао расселяются в Зеюко и Кош-хабле.

Фамильное предание Шашевых гласит, что восемь поколений назад в Шапсуги и жил кузнец, отливавший пули – «шэ» для ружей разных калибров. Князь в подчинении которого находился кузнец однажды приказал ему приготовить заряды для очередных военных действий. Мастер наотрез отказался, заявив, что не будет делать того, что направлено против людей. Естественно, что возникший конфликт вынудил мастера – оружейника покинуть насиженные места и он, будучи наслышанным о гостеприимстве кабардинцев, отправился сюда на постоянное место жительство. В Жанхотово он рассказал о том, что его предки были мастерами по изготовлению боевых пуль (шэ ящ1ыу щытащ), о причине своего переселения и в селе дали ему фамилию «шащ1э» — «делающий пули». Прошли годы, его потомки расселились в Жемтале, Кахуне, Зарагиже.

[В районе Сочи жил абхазский или убыхский род Шача/Шаша. — прим. Zolka.ru]

Основатель фамилии Хотовых был родом из Моздока. Когда он женился, аргуданские родственники по матери уговорили его переехать к ним, аргументируя тем, что его специальность найдет активное применение здесь, в центре Кабарды. Хот действительно занимался нужным делом: он работал с деревом, делал все, начиная с предметов утвари и украшений, кончая мебелью и деревянными частями к орудиям труда. Причем техника обработки и, особенно, шлифовка поражали всех своей завершенностью и высоким мастерством. Современники не верили, что известными им «инструментами» можно было создавать подобные шедевры. Именно поэтому люди называли мастера «Хот», что значит «отшлифует». Среди адыгов есть Хотовы не родственные этим.

В скотоводческо-земледельческих культурах, каковыми представляются северокавказские, также очень древним видом производства (период перехода к присваивающему хозяйству) являлось плетение. Оно было неотъемлемым атрибутом и крестьянского хозяйства. Шерсть, различные виды трав, гибкие прутья, полоски коры, стеблей, кустарников, лыко орешника, лиственницы, дуба, ивы и т.д. являлись сырьем для изготовления плетенных изделий. Адыги умели плетением изготовлять (очень тонкая работа – А.М) емкости для воды и других жидкостей, зерна, муки, фруктов, овощей. В полноценном и витальном хозяйстве нужны были и орудия труда, и изделия производства, в адыгских селах можно было встретить поэтому разных специалистов. Так в Догужоково жил мастер Губэ, который изготовлял плетеные заборы, строил загоны для скота, мог накрыть крышу любого жилого и хозяйственного сооружения. Люди из соседних сел и, даже, отдаленных мест Кабарды и Черкесии приезжали к Губэ, делали заказы и нередко забирали мастера к себе для установки ограждений и покрытия крыш. Наличие в его дворе мастерских по плетению из прутьев повлияло на то, что к его имени Губэ было добавлено слово «чы» — «плести» и он стал Губековым.

С деревянными прутьями мастерски работали и Гонгапшевы (Гуэнгъэпщ). Это ремесло их кормило и делало, даже, относительно зажиточными. Сельчане часто в разговорах увязывали данный вид трудовой деятельности Гонгапшевых с достатком их семьи и символическим смыслом их фамильного наименования. Представители одного из корней этого рода живут в Сармаково (основатель Талостан), второго – в Карагаче (основатель Шора).

Издревле адыги занимались и бортничеством и разведением одомашненных пчел. Еще задолго до нашей эры они выкапывали и пересаживали в нужные им места деревья, в дуплах которых дикие пчелы откладывали мед, вблизи своих жилищ создавали искусственные дупла, изготовляли улья путем плетения из прутьев и обмазывания глиной. Как опытные воины, адыги могли использовать диких пчел и ос в военных целях. Когда это было необходимо, они готовили специальную смесь из трав и растений и заливали ее в переносные искусственные дупла диких пчел и осиные гнезда. В расположении противника эти дупла и гнезда разрушались, давая волю разъяренным насекомым. Мед и его производная продукция – воск и прополис – оказывались действенными лечебными средствами, женщины считали их незаменимым косметическим средством, хозяйки готовили из меда деликатесы и различные прохладительные напитки. Фамилия Безировых, о которой лишь упоминалось в книге «Века родословий», своими корнями уходит к концу ХVII века сел. Жанхотова. В сохранившемся предании раннего периода фигурируют имена Гумара и Бекмырзы. Члены рода специализировались на пчеловодстве и их фамильное имя указывает на это: «Без» — «пчелиные соты». Уже дети Безировых, а затем внуки и правнуки расселялись в Аргудане, Кызбруне III, В.Ауле, мигрировали в Турцию, Германию и Америку.

Люди целенаправленно занимавшиеся ремеслом, как правило, характеризовались трудолюбием, организованностью и особым усердием. Одним из таких был Псебида, одаренный от природы человек на все руки. Его так и называли «золотые руки». Жил Псебида в черкесском ауле Инжиджишхо. Никто никогда не видел, чтобы он впустую проводил время или, даже просто отдыхал. Сидя у эстетически сооруженного очага мастер постоянно работал по ночам. Кстати, Псебида экспериментировал со светильниками: он изготовлял и дарил сельчанам смоляные свечи, делал на заказ лампы с фитилями, которые функционировали на растительных растворах и жирах, вырезал лучины из специально сортов дерева. В его руках дерево превращалось в мебель, кухонную посуду, детские игрушки, прутья в корзины и изящные шкатулки, стальные и железные бруски – в ножи и различные предметы быта и хозяйственной деятельности. Он достиг особого мастерства в изготовлении приспособлений и форм для клеймения лошадей и крупного рогатого скота. Мастера Псебиду и назвали «мыжей» — «не спящий».

А.И. Мусукаев

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий