Карачаево-балкарские фамилии адыго-абхазского происхождения

Целью данной статьи является попытка освещения роли этнокультурных связей карачаевцев и балкарцев с адыго-абхазами в генезисе отдельных фамилий данных народов.

Апсуваевы. Согласно генеалогическим преданиям основатель данного рода Огурлу являлся сыном абхазского дворянина Омара Мырзакановича Маан (Марганиа), который прибыл на территорию Баксанского ущелья Балкарии в XIX столетии. До этого переселения Огурлу Маан проживал в с. Адзюбжъа Очамчирского района Абжуйской («Серединной») Абхазии. Причин, вынудивших его на подобное переселение, приводится несколько: либо из-за спора о земельных владениях внутри самого дворянского рода Маан, либо вследствие колониальной политики царской России, вынуждавшей переселяться наиболее непокорных абхазов со своих родных мест.

[Один Апсуваев из баксанского ущелья сдал малоинформативный начальный тест ДНК и получил гаплогруппу G2a1 (G-Z7940). Рядом есть сваны, абазы, адыги, осетины. У представителя фамилии Маан из Абхазии пока гаплогруппа G2a2 (G-Y30992). Т.е. они неродственны, но следует учесть, что Маан — большой род, который может содержать неродственные ветви. — прим. Zolka.ru]

Прибыв в Баксанское ущелье, Огурлу «Апсуа» (самоназвание абхазов. — М. Б.) приобрел у местных феодалов Урусбиевых земельный участок и постепенно обзавелся домашним хозяйством. Местность, где обосновался Огурлу Маан, до сих пор называется «Апсуа чалыуучу» («Сенокос Апсуа»). Женился Огурлу на местной девушке — балкарке из рода Хаджиевых, от которой у него родились двое сыновей: Байрук и Джайнери. Находясь в Балкарии, потомки Огурлу не прерывали взаимоотношений со своими родственниками в Абхазии, а его внука Ачахмата Байруковича отдали даже в детстве на воспитание абхазам, где он изучил абхазский и арабский языки и научился в совершенстве читать Коран.

Образование же фамильного имени Апсуваевых связано с тем, что Огурлу Маан, прибыв в Балкарию, сам себя называл «апсуа», то есть абхазом.

Ахматовы. Фамилия Ахматовых кабардинского происхождения, и ее переселение на территорию Балкарии было связано со временем, когда балкарцы находились под политическим влиянием кабардинских аристократов. Эти видно из докладной записки, поданной главнокомандующему российскими войсками в Грузии кабардинским князем корнетом Атажукиным в ноябре 1833 г. В записке сообщались следующие сведения о фамилии Ахматовых:

«Крестьянин мой кабардинец Хамурза Ахматов по воле покойного отца моего переселилися в Чеченский (чегемский. — М. Б.) народ, с каковых асетин мы в то время пользовались доходами, и он, Хамурза, был над подвластными нам осетинами управителем и, обзаведясь (хозяйством?- М. Б), просил позволения отца моего основать там свое жительство на том условии, что имение, могущее остаться после его смерти, должно поступить в нашу пользу, как законных владельцев, по кончине же отца моего, означеннаго Хамурзы дети его переселены на Баксан, особливо более старший Тахо Ахматов, не только не выполнили завещания отца своего, сделанного на точном праве магометанских обычаев, но начали оказывать явное неповиновение…».

Таким образом, из записки корнета Кучука Атажукина видно, что фамилия балкарцев Ахматовых имеет кабардинское происхождение, но нельзя не отметить и того обстоятельства, что отнюдь не все сведения, приводимые им, соответствуют действительности. В частности, он называет Хамурзу Ахматова своим крестьянином, но из документов, представленных детьми Хамурзы, следовало, что действительно их отец когда-то являлся крестьянином Атажукиных, но еще до того момента, как он был отправлен в Чегемское ущелье, князь Темирбулат Атажукин отпустил Хамурзу на волю и произвел в дворянское достоинство.

В Балкарии род Ахматовых стал занимать довольно видное положение, выдвинувшись с течением времени в число одних из самых зажиточных фамилий. Подтверждением этому может служить то обстоятельство, что в 1897 г. имение родных братьев жителей Чегемского общества Шемахо, Касая, Таусултана, Мурзабека, Асланбека и Заурбека Магометовичей Ахматовых оценивалось на значительную по тем временам сумму — в 60 тысяч рублей серебром.

Завершая разговор о фамилии Ахматовых, следует отметить, что у них в Балкарии имелись и однофамильцы, являвшиеся некогда их крестьянами.

[Трое Ахматовых из чегемского, малкарского и баксанского ущелья сдали малоинформативный начальный тест ДНК и получили гаплогруппу R1a. Один Ахматов из баксанского ущелья сдал малоинформативный начальный тест ДНК и получил гаплогруппу J1. Один Ахматов из чегемского ущелья сдал малоинформативный начальный тест ДНК и получил гаплогруппу I2a1. — прим. Zolka.ru]

Байрамкуловы. Фамилия узденей Байрамкуловых считалась в Карачае одной из древних и происходила от одного из ближайших соратников легендарного предводителя карачаевцев Карчи-Науруза. Однако у Байрамкуловых имелись и однофамильцы, не связанные с ними единым происхождением, но носившие эту фамилию, так как они являлись их подвластными. Возникновение рода этих Байрамкуловых зафиксировано дореволюционным исследователем Карачая Н. Иваненковым. Иваненков, описывая историю вдовы Гога Байрамкуловой, сообщал следующее:

«Отец ея был уворован в Абхазии и был кулом, или рабом, у Али Кубаева: ея муж был уворован в Кабарде и был рабом у Хамзы Байрамкулова».

Таким образом, видно, что у данной линии рода Байрамкуловых присутствует абхазское и кабардинское происхождение, а своим фамильным наименованием они обязаны своим владельцам.

[Один Байрамкулов из Карачая (ataul Makay-Jorga) сдал тест ДНК и получил гаплогруппу R1a (R-YP450) Рядом есть карачаевцы, балкарцы, адыги, абазы. — прим. Zolka.ru]

Богатыревы, Джаттоевы и Кобановы. Эти фамилии выводили свое происхождение от одного родоначальника с абазинами Лиевыми, проживавшими в ауле князей Лоовых на Кубани. Можно добавить, что фамилия родственников вышеперечисленных родов — Лиевых у абазин считалась довольно-таки влиятельной и относилась к категории знатного дворянства — агмыстаду.

[Трое Богатыревых сдали тест ДНК и получили редкую гаплогруппу E1b (E-L241). Из кавказцев рядом только армянин. Джаттоевы, Кобановы и Лиевы тест пока не сдали. — Zolka.ru]

Джапуевы. Род Джапуевых, по преданиям, свое начало выводит из абхазской местности Хашпсы. Первоначально их предок прибыл в балкарское сел. Безенги, откуда основатель рода — Джапу, являвшийся аталыком князя Урусбия, переселился в Баксанское ущелье, где и обосновался окончательно.

[Двое представителей балкарских Джаппуевых сдали тест ДНК и получили гаплогруппу Q1a (Q-BZ640), которая не встречается у адыго-абхазов. — прим. Zolka.ru]

В Баксанском ущелье Джапуевы считались довольно-таки зажиточными, являясь владельцами земельных угодий и большого количества крупного и мелкого рогатого скота. Говоря о времени переселения рода Джапуевых в Баксанское ущелье, можно отметить, что в одном из архивных документов второй половины XIX в. сообщается:

«…мы, Джапуевы, совместно с Урусбиевыми первые основатели Урусбиевского общества, разработали необходимые для нас земли, затем стали прибывать к нам другие фамилии…».

В исторической литературе принято считать, что Урусбиевы прибыли в Баксанское ущелье во второй половине XVIII в., значит, и Джапуевы появились здесь в это же время.

Джуртубаевы. О происхождении фамилии Джуртубаевых свидетельствует прошение Давлетука Джуртубаева начальнику центра Кавказской линии полковнику Эристову, поданное в ноябре 1850 г. В прошении указывалось, что примерно за сорок лет до описываемых событий Давлетуко Джуртубаев являлся крепостным крестьянином кабардинских князей родных братьев — Джанбулата и Таусултана Атажукиных. Когда князья Атажукины решили разделить свое имение, то Давлетуко с их согласия и с согласия их сестры, являвшейся матерью княгини Кабахан Наурузовой, выкупился на волю, отдав за это своим владельцам все имущество. После этих событий Давлетуко Джуртубаев поселился на жительство в Баксанском ущелье Балкарии, став основателем этого рода.

[Один Джуртубаев из баксанского ущелья сдал тест ДНК и получил гаплогруппу R1b (R-M343), которая редко встречается у адыгов. — прим. Zolka.ru]

Жерештиевы. Род Жерештиевых появился в Карачае в первой четверти XIX в. и происходит от кабардинского дворянина Аслана Жерештиева, вынужденного покинуть свои родные места из-за колониальной политики царизма. Об этом убедительно свидетельствует архивный документ от 1859 г., в котором приводится информация о сыне Аслана Жерештиева — Жунусе:

«Женус (Жунус. — М. Б.) Жерештиев по отзыву почетных жителей Кабарды есть кабардинский уздень (дворянин. — М. Б.) фамилии князей Касаевых, что отец его действительно переселился в Карачай во время смут в Кабарде в 1822 году к родственникам по жене».

Из приведенного документа можно заметить также и то, что переселение Аслана Жерештиева именно в Карачай совсем не случайно, ведь его уже связывали родственные узы с карачаевцами, так как он был женат на представительнице этого народа.

[Двое карачаевцев Джерештиевых/Джараштиевых сдали тест ДНК и получили гаплогруппу G2a1 (G-M201). Рядом сваны, абазы, адыги, чеченцы, осетины. — прим. Zolka.ru]

Кагиевы. Основатель рода эфенди Асланбек Келеметов прибыл в Карачай из Кабарды, где и остался на постоянное место жительства, положив начало фамилии карачаевцев Кагиевых. В сословном отношении род Кагиевых приравнивали в Карачае к привилегированному сословию чанка.

[Один карачаевец Кагиев родом из чегемского ущелья сдал тест ДНК и получил гаплогруппу R1b (R-M73), которая редко встречается у адыго-абхазов. Кабардинцы Келеметовы тест пока не сдали. — прим. Zolka.ru]

Казиевы. По преданиям, Казиевы выводили свое происхождение от некоего Кази, приходившегося родственником или даже родным братом темиргоевскому князю Болотокову. Этот Кази во время княжения в Кабарде князя Кургоко Атажукина поселился в Чегеме, где его дети стали сильно притеснять местное население. Через некоторое время жители Чегема под предводительством таубия Келемета Балкарукова восстали против них и истребили всех детей Кази, кроме одного Актугана, находившегося при Кургоко Атажукине. По просьбе князя Атажукина Актугана приняли на жительство в Карачай, так как чегемцы собирались убить и его, если бы он к ним вернулся. Все-таки часть потомков Актугана вернулась через определенное время в Чегем, где от них произошла фамилия Джаубермезовых, а оставшиеся в Карачае носят фамилию Казиевых. В сословном отношении род Казиевых в Карачае считался относящимся к чанка.

[Казиев из малкарского ущелья сдал малоинформативный начальный тест ДНК и получил гаплогруппу G2a1. Казиев из Карачая сдал малоинформативный начальный тест ДНК и получил гаплогруппу R1a. Рядом карачаевцы, балкарцы и большая ветвь адыгов. — Zolka.ru]

Калмыковы. Российский исследователь Карачая дооктябрьского периода Б. Миллер, касаясь происхождения данной фамилии, писал, что она принадлежит к фамилиям, сама этимология которых указывает на их «заграничное» происхождение, то есть он считал, что Калмыковы прибыли в Карачай из Калмыкии. На самом же деле этимология фамилии Калмыковых в данном случае не совпадает с реальной историей ее генезиса. В частности, в списке карачаевских фамилий, составленном приставом Карачая Петрусевичем о Сеиде Калмыкове, сообщаются следующие данные:

«…отец его выходец из Абхазии и родом из сословия Апхаве из рода Быгиева»

Таким образом, мы видим, что род Калмыковых уходит своими корнями не в Калмыкию, как можно было бы заключить из этимологии фамилии, а в соседнюю для Карачая Абхазию. Следует отметить, что в одном из архивных документов уточняется, из какой именно области Абхазии происходили карачаевцы Калмыковы. Так, в документе от 1869 г. упоминается, что Магомет Хубиев направил в Абхазию с деловым поручением своего племянника Нану Хубиева совместно «живущим с малолетства в Карачае цебелъдинцем Сеид Калмыковым» (курсив наш.- М. Б.).

[Карачаевцы Калмыковы тест пока не сдали. — Zolka.ru]

Каракетовы, Гебеновы, Каитовы, Кипкеевы и Доттуевы. Б. Миллер, касаясь происхождения данных фамилий, отмечал, что они составляли из себя родовой союз Чибшилеров, ведший свое происхождение от пришельца Чибиша, явившегося в Карачай не столь давно. В. П. Невская, рассматривавшая происхождение этих фамилий., указывает, что они являлись выходцами из кабардинского рода Шипшевых. Однако в собранном и проверенном в 70-х годах XIX столетия избранными депутатами списке карачаевских фамилий приводится несколько иная версия их возникновения. В частности, в списке отмечается, что у Шипшевых был крестьянин, владелец которого ударил его нагайкой, после чего этот крестьянин бежал от него на пегой лошади (Чубар), за что ему дали прозвище Чубар. Первоначально Чубар остановился в балкарских селениях Хулам и Безенги, но впоследствии перешел на жительство в Карачай. В Карачае Чубара сначала не принимали, но впоследствии, когда его сын Батыр выручил из плена мальчика, украденного двумя неизвестными, его увозившими, карачаевцы изменили к нему свое отношение, Чубар стал в Карачае родоначальником Каракетовых и отделившихся от них фамилий Гебеновых, Каитовых, Кипкеевых и Доттуевых. В Карачае, недалеко от селения Карт-Джурт, имеется местность, называемая «Батыровская балка», получившая свое наименование от того, что именно в этом месте Батыр подкараулил и убил похитителей мальчика.

[Двое карачаевцев Каракотовых сдали малоинформативный начальный тест ДНК и получили гаплогруппу J2. Карачаевец Каитов сдал малоинформативный начальный тест ДНК и получил гаплогруппу R1a. Трое карачаевцев Кипкеевых сдали малоинформативный начальный тест ДНК и получили гаплогруппу R1b. Карачаевцы Гебеновы и Доттуевы тест пока не сдали. — прим. Zolka.ru]

Карамурзины. Фамилия Карамурзиных кабардинского происхождения и появилась в Карачае в период Русско-Кавказской войны. Основатель этой фамилии Магомет, о бегстве которого за Кубань сообщал в 1825 г. Якуб Шарданов, принадлежал к знатному княжескому роду Мисостовых, ответвлением от которых и являлись князья Карамурзины. Находясь в Карачае, князь Магомет Карамурзин женился на представительнице знатного рода Дудовых и остался в Карачае навсегда.

[Карамурзин из Карачая сдал полный тест ДНК и получил гаплогруппу R1a (R-FT231080). Рядом множество адыгских фамилий. — прим. Zolka.ru]

Маршанкуловы. По происхождению фамилия карачаевцев Маршанкуловых считалась кабардинской и принадлежащей к дворянскому сословию.

[Карачаевцы Маршанкуловы тест пока не сдали. — прим. Zolka.ru]

Умаровы (Черкесовы). По преданиям, родоначальник Умаровых являлся выходцем из Кабарды, почему их еще называли и Черкесовыми. В Кабарде он принадлежал к крестьянскому сословию вольноотпущенников. Придя в Карачай, женился на дочери одного из Хапаевых, принадлежащих к крепостным крестьянам-чагарам. Впоследствии Умаровы вышли из этого сословия и стали считаться узденями.

[Карачаевцы Умаровы тест пока не сдали. — прим. Zolka.ru]

Уртеновы. Родоначальник Уртеновых попал в Карачай вместе со своей матерью, в качестве приданого за абазинскую княжну Лоову, вышедшую замуж за князя Даулет-Герия Крым-Шамхалова. Крым-Шамхаловы женили Уртена на своей крестьянке Салим. От данного брака и произошла в Карачае фамилия Уртеновых, которые получили свободу после того, как воспитали Магомета Крым-Шамхалова.

[Один Уртенов из Карачая сдал малоинформативный начальный тест ДНК и получил гаплогруппу R1b, редкую у адыго-абхазов. — прим. Zolka.ru]

Шамановы. Род Шамановых считался в Карачае происходящим из Бжедугии, где у них имелись родственники, с которыми они продолжали поддерживать связи, проживая в Карачае. К 70-м гг. XIX в. от момента переселения из Бжедугии фамилия Шамановых насчитывала четыре поколения. В генеалогии принято считать, что средняя разница между поколением родителей и детей — от 20 до 35 лет. Таким образом, время переселения Шамановых из Бжедугии в Карачай можно приблизительно обозначить серединой XVIII столетия.

[Один Шаманов из Карачая сдал малоинформативный начальный тест ДНК и получил гаплогруппу R1a. — прим. Zolka.ru]

Кандидат исторических наук
М.И. Баразбиев. 1999г.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

У этой записи 12 комментариев

  1. Аноним

    салам алейкум ,скажи пожалуйста у меня например фамилия на Кабардинском Шэрэдж а пишут на русском Шерегов.. там наверное есть искажение … знаете об этом что то , за ранее спасибо. Тамгу нашёл и фамилия оказалось Щэрэгъ или Шэрэгъ ..

    1. adzol

      Алейкум салам, Аноним. А какое отношение это имеет к статье о карачаево-балкарских фамилиях, под которой написали комментарий?)

  2. Аноним

    Если верить написанному, все национальности произошли от кабардинцев. Автор, вам самому не смешно? Почему вы пытаетесь переписать историю? Вы сами кто? Цыгане, которые кочевали из Индии! Про вас всегда писали и говорили, «Черные люди». Ваша внешность говорит об этом

    1. adzol

      Добрый вечер, Аноним. Во-первых Барасбиев М.И. Вам вряд ли ответит. Во вторых он перечислил далеко не все фамилии всех национальностей. Даже 1% нет 🙂

    2. Аноним

      Кто это про нас «всегда» так писал и говорил? На ваших кошарах под покровом ночи может пару чабанов и шептали такое друг дружке, но никто нам в лицо и тем более в книгах такое не писал и не говорил. Конечно, в каждом народе есть определенные доли процента отбросов, которые называют исконных кавказцев цыганами или белых называют чёрными, но ведь они только по своим крысиным норкам смелые, да в интернете. Их даже свои не уважают. И ты одна из них. Думаю любой цыган обидится если узнает, что его сравнили с такой сумасшедшей.

  3. Аноним

    По поводу Ахматовых из Чегемского ущелья: полный бред, бессовестная ложь! Если кто-то думает, что не осталось Ахматовых с Чегемского ущелья, то ошибаетесь! Мы ЖИВЫ . Да нас очень мало осталось, но мы живы . А Чегеме оказались « благодаря « Атажукиным ! Это длинная история …. Если кого-то интересует ДНК то могу предоставить . Нет кабардинской крови у нас.

    1. adzol

      Это мнение автора. Естественно, что должны бить неродственные ветви Ахматовых/Ахметовых. Например, кабардинцы Ахметовы, согласно тестам ДНК, имеют уже две неродственные ветви.

  4. Тата

    Подскажите, фамилия Кужелев, это обрусевшая версия?

    1. adzol

      Добрый день! Ответ на данный вопрос могло бы дать тестирование ДНК представителя мужской половины рода. Есть карачаево-балкарский и черкесский ДНК проект.

  5. Мага

    Зачем выдавать исконно карачаевские фамилии за адыго абхазские ???? Не надоело обкрадывать карачаевцев ???? Историю изучайте , а историю незнаете не лезте

    1. adzol

      Автор М.И. Баразбиев вроде не пишет, что они не карачаевцы. Речь идет о происхождении рода/фамилии. Приведите пожалуйста пример искаженной фамилии.

  6. Азмет Тлехас

    Карамурзины, Каракетовы, Гебеновы, Каитовы, Кипкеевы и Доттуевы и другие, явно тюркские корни у этих фамилий, не адыгские.