Род Абуковых в истории Залукокоаже

История основания современного поселка Залукокоаже связана с родом Абуковых (каб. Абыкъуэ, абаз. Абыхъв «гора»), поэтому рассмотрим для начала историю этого рода. По своему происхождению это абазинский род сословия «агмистаду», которое соответствует кабардинскому «тлекотлеш» (дворяне 1 степени). По негласному правилу сословия «иноземцев» в Кабарде понижались на ступень, поэтому Абуковы здесь считались «беслен-уорками» (дворяне 2 степени). Род Абуковых отождествляют также с абхазским родом Абухба.

Абуков Исхак

Ко второй половине 18 века относится первое упоминание о деятельности Абуковых в Кабарде. Так эфенди Исхак Абуков и князь Адильгирей Атажукин считаются здесь  основоположниками шариатского движения. Уже в 1764 г. он получает фирман турецкого султана, согласно которому ему предписывается распространить ислам среди карачаевцев. Известно, что с 1785-го Абуков состоял в переписке с шейхом Мансуром (Ушурмой), лидером антиколониальной борьбы чеченцев и дагестанских владельцев. Абуков приглашал шейха Мансура в Кабарду для проведения на р. Баксан собрания представителей мусульманских народов Северного Кавказа. После пленения шейха Мансура Исхак Абуков продолжил активную пропаганду ислама среди кабардинцев.

К концу 18 века Исхак Абуков и часть князей с преданными им дворянами переселились в верховья Кубани, где объединились с закубанскими адыгами и совершали нападения на строящуюся Россией Азово-Моздокскую линию укреплений.

Определенный интерес представляют сведения, оставленные путешественником Г.-Ю. Клапротом, посетившим Кабарду в 1808 г.:

«Еще около сорока лет тому назад черкесы, хотя называвшие себя мусульманами. жили почти без религии. Из религии Магомета они соблюдали лишь воздержание от свинины и вина. Они хоронили также мертвых и справляли свадьбы по магометанскому обычаю. Многоженство было разрешено, но было мало распространено. Князья и самые знатные уздени совершали в определенное время свои ежедневные молитвы по-арабски, хотя и не понимая в них ровным счетом ничего. Простолюдины жили без всяких религиозных обрядов. Со времени Кучук-Кайнарджийского мира Турция старалась при помощи посылаемого туда духовенства распространить ислам на Кавказе, в особенности среди черкесов, и имела успех в своих намерениях, по крайне мере у последних, чему особенно помог Исаак эфенди, состоявший на жаловании у турок. Их муллы, или священники, обычно из вольноотпущенников князей или узденей, отправляются учиться немного читать и писать к татарам из Табасарана или в Эндери, получают звание эфенди и возвращаются в свое отечество, чтобы работать для удержания народа в магометанской вере и отстранения их от союза с Россией»

Сведений о семейном положении и потомках Хаджи-Исхака Абукова не обнаружено. Но в РГАДА сохранились документы, в которых содержится переписка по выявлению степени зависимости Абуковых от владельца Ислам-Гирея Бабукова. В частности, письма 1786 года: «О притеснениях, чинимых владельцем Бабуковым имамам Исхаку и Исмаилу»; «От кабардинского духовного Исхака эфендия в том, что он «Ислам Черею Бабукову не холоп, а уздень» и, в связи с этим, он просит разобрать их спор судьями в Кабарде»; «Кабардинского кадыя Исмаила и Исхака о том, что они уздени, а не холопы Ислам-Гирея Бабукова и он поступает с ними несправедливо».

Абуков Давлетгирей

В конце 18 века вблизи Георгиевска были поселены пять аулов со
смешанным абазино-кабардинским населением. Владельцы этих аулов из-за раздоров с другими кабардинскими князьями вынуждены были уйти из Кабарды. Генерал-поручик Потемкин определил их на жительство за Кабардинской линией, где действовали российские законы. Среди этих аулов наиболее густонаселенным был аул Бабукова. Владелец аула – абазинский князь (по другим данным – кабардинский тлакотлеш), капитан российской службы, Ислам-Гирей (Аслан-Гирей) Бабуков с братьями Джендаром и Дженахметом, которые из-за ссоры с князем Мисостом Баматовичем Атажукиным, покинули Кабарду в 1783 году.

По данным переписи этого аула от 3 марта 1794 года, среди жителей значатся: «Оного аула старший уздень Делетгирей Абуков» (42 лет); жена – Аджигай Магометова (32 л.); дети – Адрахман (10 л.), Муса (7 л.), Юсуп (5 л.); братья – Эреджиб (12 л.), Абрагхим (7 л.); сестры – Дзух (15 л.), Хамида (10 л.), Кустина (6 л.). Семья эта владела 34 душами холопов, в т. ч. 20 мужского пола.

В результате деятельности генерала Ермолова, к 1824 г. многие адыго-абазинские аулы Пятигорья насильно переселяются на юг, на правый берег р. Малка. Часть абуковцев переселилась на место современного с. Первомайское близ Кисловодска, часть в Кабарду на правый берег реки Малка.

В «Списке лиц принадлежащих к высшим сословиям Кубанской области Баталпашинского отдела за 1872-1896гг.» упоминаются «абадзехского племени тлекотлеши Эфенди Али и Асланбек Абуковы из слободы Хум» [вероятно должно быть «абазинского племени» — прим.]

Другие представители рода жили на правом берегу реки Малка в районе современных сел Куба (Атужукино-Агубеково) и Псыхурей (Лафишево). Так в «Списке узденей 2 степени по переписи населения Большой и Малой Кабарды произведенной Якубом Шордановым за 30 января 1825 года» среди жителей аула Мисоста Атажукина, упоминается старейшина рода Хаджи Сальман Абуков (66 лет) с братьями Али, Мусой (55 лет) и Хусином, с сыновьями Исламом и Ахмедом Сальмановичами, с племянником Атажуко Мусовичем (31 год) и его сыном Пшимахо, с племянниками Адильгери, Магомедом и Кади Хусиновичами.

Абуков Атажуко Мусович

Атажуко, как и многие представители кабардинского и абазинского дворянства, «прославился» своей службой России и имел к 40 годам такой послужной список: был «вожаком» (т. е. проводником) при ген. Ермолове (1822); был «вожаком» при прокладке Военно-Грузинской дороги (1824); разведывал наличие турецких войск в Анапе (1826); докладывал о планах чеченцев, карачаевцев и «закубанских» адыгов (1827); участвовал в «экспедиции» на Карачай и походе на гору Эльбрус при ген. Эмануэле (1829). Учитывая эти «заслуги», уже к 1839 году Абуков имел свой собственный аул на р. Чегем во владениях князей Атажукиных, а его дядя Хажи Сальман (Солеман) остался жить на р. Малка в ауле Шужея Жантемирова, о чем Атажуко сообщал в письме Начальнику Центра Кавказской линии.

В 1842 году аул Абукова находился уже на р. Баксан выше Баксанского укрепления. Находясь здесь Атажуко просил князя Голицына о наделении его участком земли бежавшего за Кубань «непокорного» узденя Ашабова (участок между укреплениями Баксан и Чегем), но в удовлетворении прошения было отказано. В 1846 году он подал прошение поселить его с аулом на свободную землю между станицей Боргустанской и постом Хагундоковским, т. е. возле Старо-Абуковского аула близ Кисловодска. На этот раз переселение разрешили, но аул оставался на р. Баксан еще до 1848 года. Спустя некоторое время майор Атажуко эмигрировал в Турцию, оставив земли и аул сыну Беслану.

Абуков Беслан Атажукович

Беслан начал карьеру в Киевском гусарском полку, откуда попал на Крымскую войну (1853-1854) и был ранен под Балаклавой. Мало кто знает, что герой Балаклавы поручик Обухов, описанный в нескольких источниках, это и есть Беслан Абуков. Пролежав раненным в поле 3 дня, он был подобран английским офицером и отправлен в Константинополь. В 1855 году Беслан был возвращен в Россию, как «неспособный держать оружие» и награжден там «Орденом Св. Владимира с мечами».

В 1866 году возник спор о владении домом между Фицей Кармовым и Бесланом Абуковым. Вот что написано в докладной записке от 7 июня 1866 года жителя Кумского абазинского народа аула Магомета Абукова, расположенного на реке Подкумок, узденя Фицы Кармова:

«В 1861 году с отправлением Полковника Абукова, в числе прочих за границу в Стамбул, двоюродный брат его поручик Магомет Абуков, оставшийся в том ауле на жительство, пригласил меня перейти из аула Жантемирова к нему, как к родственнику. А что если я имел у себя в том ауле дом и хороший сад, то он вместо его для меня купит гораздо лучше моего дома за свой счет. Я согласился, и Магомет купил мне дом с фруктовым садом. Узнав об этом, родной сын полковника Абукова, прапорщик Бек (Беслан? -прим. ) предложил мне, чтобы я того дома не принимал, так как у отца остается дом лучше, и он оставит его в мою пользу и действительно при прощании с полковником Абуковым, как родственником по просьбе моей о пожертвовании мне того дома. Абуков с большой радостью поблагодаря меня за мою преданность оставил токовой в вечное мое владение. И еще жалел, что не знал об этом раньше, а то в память оставил чего-нибудь из мебели».

Свидетелями спора выступили штаб-с ротмистр Хаджи Мурза Крымшамхалов прапорщики Арсланбек Каблахов и Якуб Шереметов, юнкер Зураб Хогундоков. Кармов писал, что это могут подтвердить также князь полковник Маматгирей Лоов и князь полковник Атажукин. Беслан — сын полковника Атажуко Абукова вернулся из-за границы и, говоря, что земля, на которой стоит дом, принадлежит ему со своими братьями Касполатом и Кучуком, выгнали Фицу из дома, хотели избить, но их удержали жители аула мулла Ахмед Бжеников, Абдулкерим Кушхов и другие.

Споры за наследство полковника продолжались и дальше. В 1870 году младшие его сыновья — Каспот и Кучук обратились в Комиссию Терской области с просьбой собрать сведения о земельных правах их отца и их правах на землю как наследников. Они писали:

«Нам отказали в наделе земли, так как мы абазинского происхождения, но известно что: 1) Прадед наш Тутгерий Абуков поселился в Кабарде давно; 2) Подобные нам абазинцы, водворенные Кабарде недавно, как то Кучук Лафишев и другие, получили землю; 3) Наш двоюродный брат Камбот Абуков тоже получил землю». Несмотря на эти обстоятельства, в 1874 году в удовлетворении прошения братьям было отказано.«

В 1865-1866 году в Кабарде и на Кубани прошла реформа по укрупнению населенных пунктов, так аул Хагундокова в 1868 году насильно переселили на р. Малка и он вошел в состав а. Кармово. Три двора хагундоковцев попали в аул Абукова — семьи Аслана Шалова, Индриса Вакашева и Моллы Курашинова. Причем, т. к. Аслан Шалов был инвалидом (повредил руку и ногу влесу, при заготовке дров), то его принял к себе в дом и объявил «названным родственником» аульский эфенди Ахмет Бжеников, а Камбот Абуков вызвался выплачивать за Шалова ежегодную подать. Та же судьба постигла хутор Песчаный (Ныровский) и др.

Абуковский аул в число переселенных не попал, но уже в 1868 году в «Докладе кабардинского отдела комиссии по правам личным и поземельным» говорится, что он был (формально) принят в Кабарду.

karta-kavkazskogo-kraya-ot-imperatorskogo-geograficheskogo-obshhestva

Оригинал карты Кавказского края от Императорского географического общества (1868г.)

В 1870-1871 годах абуковцы, рассудив вероятно, что их скоро постигнет участь соседей, подали прошение начальнику Георгиевского округа о выделении для них земли на р. Эшкакон, бывшем абуковском участке. Прошение было рассмотрено 26 января 1870 года. В решении окружного начальства было написано, что

«участок земли, о котором просят Абуковы, гористый и казне не особенно нужен, а Абуковы там уже жили и знают, что с нею делать». В связи с этим было решено Абуковым дать участок, по размерам «значительно выше 250 десятин, то есть нормы принятой для хлебородной Кабардинской плоскости, для кабардинцев равных Абукову по своему происхождению, например, 500 десятин каждому».

К прошению был приложен посемейный список аула:

  • Абитов [Абидов] Закирья [Исмаилович]
  • Аброков Харрис
  • Амшуков Давлетгирей
  • Аляпов [Алабов] Теуна
  • Афаунов Кумаль
  • Бжеников Ахмет [Шокарович]
  • Бжеников Шолох [Шокарович]
  • Бжеников Хачимахо
  • Барсуков Давлетгирей [Батарбиевич]
  • Бабугоев Кумаль
  • Бжахов Ильяс
  • Бжахов Абдула
  • Бжахов Бекмурза
  • Бесленеев Гула
  • Бестешхов Долтуко
  • Вакачев [Вакашев] Индрис [Темботович]
  • Гоов Хажали
  • Гендугов Камбот
  • Гендугов Темрюко
  • Гендоов [Гендугов?] Даус
  • Дугунов Шумахо
  • Кубалов Ильяс
  • Коков Мамыш
  • Курашинов Исмаил
  • Кушхов Машуко
  • Кушхов Миза
  • Кушхов Шамиль
  • Котов Цикуна [Цухун Цугович]
  • Лакушев Огурли [Терекулович]
  • Мекеров Умар
  • Мекеров Огурли
  • Мажанов Боргустан
  • Мидов Шу
  • Навицов [Нафицев?] Бадзидза
  • Нагоплежев Тох
  • Псануков Магомет
  • Теуважев Нагой
  • Теуважев Уразали
  • Теуважев Бот [Мокович]
  • Тутеев Альмако
  • Шалов Аслан
  • Шинаков Уважуко
  • Чулаков Ахмет
  • Эльчапаров Шубат

Анализ фамилий из данного списка приводит к выводу, что состав аула был в основном адыгский и абазины составляли примерно 20-25% от всей численности.

По состоянию на 1880 год в Абуково была одна мечеть и 44 деревянных дома, проживало: 220 мужчин и 182 женщины, имелось 1000 лошадей и 1128 голов крупного рогатого скота.

Этнографическая карта Кавказского края Зейдлица (1880)
Этнографическая карта Кавказского края Зейдлица (1880)

В 1886 году проводилась перепись населения, которая дала нам подробный список семей проживавших в Абуково.

Пожив на эшкаконских землях, которые издавна были причиной спора между кабардинцами и карачаевцами, Абуковы все же добились переселения на более благоприятные земли в долине реки Большая Золка, где 29 октября 1903 года им отмежевали из кабардинских Зольских пастбищ участок земли, куда они и переселились в 1904 году. Это был исключительный случай, т.к. с конца 18 века на реках Золка и Этоко селиться адыго-абазинским аулам не позволялось. По рассказам залукокоажцев, землю для аула выделили с условием, что дома жителей будут стоять на большом расстоянии от реки, чтобы жители Кабарды могли свободно прогонять свой скот. Это условие выполнялось довольно долго, о чем свидетельствует тот факт, что центральной улицей села раньше была ул. Ногмова, лежащая параллельно реке, в 2-3 км от нее.

В 1905 году были составлены «Посемейные списки населённых пунктов Нальчикского округа». В перечне жителей аула Абуково владеющих грамотой были указаны:

  • Абуков Матгирей Магометович
  • Абуков Измаил Магометович
  • Абуков Лукман Магометович
  • Абуков Тембот Магометович
  • Абитов Закерья Исмаилович
  • Абитов Яхья Исмаилович
  • Бжеников Шалох Шокарович сын его Махмуд
  • Бжеников Ахмет Шокарович
  • Борсуков Батарбий Темрюкович сын его Довлет-Гирей
  • Котов Цухун Цугов сын его Инал
  • Кубалов Гулла Ильясович
  • Лакушев Огурли Терекулович сын его Коракоз
  • Теувежев Яхья Урушукович
  • Теувежев Бот Мокович
  • Томашев Базизо Сабанович
  • Хакиров Койсын Магометовович
  • Шалов Шухаиб Осланович
  • Абуков Беслан Исхакович

Через десяток лет аул и вся Кабарда были втянуты в известные революционные события. Некоторые князья и дворяне сопротивлялись большевикам и пополнили ряды белогвардейцев (Абуковы Али, Ахмет и Нашхо – сыновья Хасана). Другая часть решила примкнуть к большевикам, чтобы оставаться у власти (Магомед Абуков, Батырбек Лукманович Абуков, Екуб Лукманович Абуков … ), но это их не спасло от последующих репрессий. Были также репрессированы семьи Абуковых из Кисловодска, Первомайского, Хумары, Залукокоаже, Куркужина, Псыхурей… По сведениям потомков Абуковых, живущих сейчас в п. Залукокоаже, род их жил в ауле вплоть до 1930х годов. 

Согласно Приказу № 72 от 08. 07. 1920 Нальчикского Окружного Ревкома, селениям Нальчикского округа, носившим названия по фамилиям своих князей и узденей, присваивались новые названия. Должностные лица, которые применяли старые названия селений после опубликования приказа, предавались суду Ревтрибунала. Среди прочих сел Абуково было переименовано в Залуко-Коаже.

Савойский А.В.

  • Статья будет дополняться по мере обнаружения новых данных.
  • Редакция 06.02.2017

Источники:

  • М.В. Дышеков «Штрихи к историческому портрету Исхака Абукова«
  • Бейтуганов С.Н. «Кабардинские фамилии: истоки и судьбы».
  • Бейтуганов С.Н. «Кабарда: Истории и фамилии».
  • Бейтуганов С.Н. «Генеалогия кабардинских фамилий: 60-е годы 19 века – 20-е годы 20 века».
  • А.Б. МАМХЕГОВ «МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО СТАТСКОГО СОВЕТНИКА Д.С. КОДЗОКОВА».
  • Калмыков Ж.А. «К истории семимесячной войны кабардинцев 1779г».
  • Шарданов Я. «Ведомость исчисления кабардинского народа на 1825 год».
  • Доклад от 19 июля 1907 г. № 1297 управляющего Терскою чертежною, г. Владикавказ. ЦГА КБССР, ф.-р. 40, оп. 2, д. 746, л. 18-24
  • Кармов Р.К. «Кармовы».
  • Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа на 1886 год.
Поделиться в соцсетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий