
Необходимо уточнить, каким же образом и когда в Кабарде утвердились Гилахстановы. Известный этнограф К. Ф. Сталь считает, что Гилахстан «бежал из-за Кубани по кровоотмщению, переходил с аулом своим… в Кабарду и Чечню и, дойдя с кочевьем до р. Ярман-су (кумыкские земли), умер. Его сыновья Жамурза и Каншауа возвратились по р. Сунжа на р. Кинбла и оттуда, перейдя через Кабардинский хребет, поселились на реке Пседахе. От Каншауа происходит фамилия Ахло, от Жамурзы фамилия Мудара… Каншауа и Жамурза, поселясь на реке Пседахе, заняли землю, никому не принадлежащую. Подвластные платили князьям ясак по кабардинскому обычаю»1.
Напомним, что во второй половине XVI века, как и в начале XVII века, было четыре княжеских удела в Кабарде – Идария, Талостания, Гилахстания, Беслания.
Князья Шолох и Мудар в конце XVI века имели равные владения, расположенные от Эльхотовских ворот до горных ущелий правобережного Терека и Сунженской дороги. Посольство русских 1589 года останавливалось у «старого Алхасова кабака», аула, принадлежащего Мудару, соратнику Шолоха. Местность эта позднее и стала именоваться Малой Кабардой2.
О Табуле, Минбулате, Гилахстане, Жамурзе и Алхасе документальных сведений крайне мало, поэтому есть смысл обратиться к материалам, непосредственно относящимся к Мудару Алхасову.
Впервые упоминание имени его в «отписке» терского воеводы П. П. Головина (ноябрь 1614-го – февраль 1615 года) в Посольский приказ. Речь в ней идет о принесении «шерти» Российскому государству князьями Шолохом Тапсаруковичем, Казыем Пшеашпоковым и Айтеком Каншовым, а также об отъезде Мудара к персидскому шаху Аббасу.
«Терской жилец, сын боярской» Моисей Пиминов предлагает терскому воеводе П. П. Головину принять меры, чтобы кабардинские князья «дали шерть… по мусульманскому закону» о службе России, а к «шах-Басу (Аббасу. – Ч. К.) не отступали». Пиминов побывал во владении Мудара Алхасова, который в то время отсутствовал, находясь в Персии, и царская грамота была передана его брату Пыште. Моисей Пиминов едет к Шолоху и Казыю Пшеапшокову. Князья заявили, что они «со всеми своими уздени» от России «неотступны» и отговаривали Мудара ехать к шаху. Тот не послушал совета «и к шах-Басу поехал, а ныне де Мудар-мурза у шах-Баса пожалован, а хочет де с шах-Басовыми ратными людьми на сей весне воевати горские землицы их, Кабардинскую землю»3. Документ о миссии Пиминова датирован кон цом 1614-го – началом 1615 года.
Мы знаем о родословных кабардинских князей, составленных в двух вариантах применительно к 40-м годам XVII века (А. М. Пушкина, А. И. Лобанова-Ростовского), опубликованных в КРО4.
О князе Гилахстане известно немногое по этим документам. У него было четыре сына – Жамурза, Лаурсан, Каншао и Тагата. Имя его внука фигури рует в документах по-разному: Алхас, Алкас, Олкас, Алхов. По-видимому, верно – Алкас.
Что мы о нем знаем?
В октябре 1588 года Алкас (Алхас) направлял в Москву своего посла Асланбека. Для российского правительства, подчеркнем, связи с Шолохом и Алхасом были желательны, так как уделы их лежали на пути в Грузию.
Есть царские грамоты 1589 года о проезде через территорию Шолоха и Алхаса посла России в Грузии С. Г. Звенигородского. Однако Шолох «государевых послов проводить не пошел». Не сделал этого и Алкас со своим племянником Бакой5.
Выше говорилось, что князья Шолох, Казый, Айтек оговаривали Мудара Алхасова ехать в Персию, но безрезультатно. А весной 1615 года «с ним до приехали кызылбашских (персидских. – Ч. К.) шах-Басовых людей человек с 30 и живут у него в кабаках… А на котором де Мудар-мурза сидел со своими кабаками, и с того де места перешел и сел со всеми своими кабаками у Терка в щелях на Грузинской дороге, куды преж того хаживали в Грузик»… государевы послы».
Поселения свои Мудар укрепил «надолбами», для того чтобы перекрыть «грузинский путь», чтобы «Шах-Басовым людям тою дорогою ездити было безстрашно»6, что не входило в расчеты России, переживавшей «смутное время». Начало XVII столетия ознаменовалось кончиной Бориса Годунова, восстанием Болотникова, нашествием Лжедмитриев и, наконец, освобождением Москвы от польско-литовских захватчиков. Кабарда в целом тогда не изме нила союзу с Россией. Вступившему на престол царю Михаилу Федоровичу было известно, что Шолох Тапсаруков «и все кабардинские князи и черкасы государскому имени обрадовалися и все на государево имя шертовали и хотят государю служить» (посольство Кардана Индорокова 1609-1614 годов).
Послов Михаил Федорович отпустил с богатыми подарками в марте 1615 года.
Такова историческая канва. О самом же Мударе Алхасове с 1615 то но 1641 год материалов немного. В грамоте Посольского приказа от 26 июли 1641 года терскому воеводе С. И. Шаховскому читаем: «…в нынешнем же 149-м году [1641] января в 31 день бил нам челом Келмамет же мурза Куденетович Черкасской (Чалимат. – Ч. К.)… в съезжей избе подал челобитную… о своих обидах на Алегуко да на Хатагжука… и по Алегукиному де приказу татарин Оманом (обманом. – Ч. К.) дядю ево (Чалимата. – Ч. К.) убил до смерти, для того, что тот дядя его (брат матери Чалимата. – Ч. К.) Мудар-мурза нам служил и привел на нашу службу кумыцких и черкаских мурз со многими людьми»7.
Мы не раз сталкивались с примерами противоречивых, подчас труднообъяснимых, с сегодняшней точки зрения, иногда взаимоисключающих поступков и заявлений исторических лиц, в том числе и кабардинских владетелей, что вытекало из сложности обстановки, характеризующейся родовой борьбой, поисками выбора, нелегкого в тех условиях, родственными отношениями, политической ангажированностью, как сказали бы мы сегодня. Именно этими причинами, видимо, следует объяснять и действия князя Мудара, который пытался завязать близкие связи с персидским шахом, перерезав для российских послов дорогу в Грузию, и он же «привел» на службу России «кумыцких и черкаских мурз со многими людьми».
Убит Мудар Алхасов в начале 1641 года. Терский воевода С. И. Шаховской докладывал об этом убийстве в Посольский приказ, сообщая, что по «государеве грамоте и по ево Кельмаметову челобитью, отпустили холопи твои, с ним, с Кельмамет-мурзою Куденетовичем Черкаским, в Кабарду голову стрелецкого Ортемья Шишмарева да 100 человек стрельцов конных, да детей боярских 18 человек, да новокрещенов и окочан 193 человека»8.
К Чалимату Кундетовичу, как пишет Шаховской, прибыли кабардинские и ногайские мурзы в сопровождении всадников, шамхал Айдемир с братьями Казаналпом Мамудалеем, Эльдар Ибаков, Нартшу Эльбаздуков, Ахлов Айтеков, Казый Мударов, Кундет Барагунов, ногайцы Салтанаш Аксаков и Хорошей Чюбармаметов, терские мурзы Татархан и Тонжехан Араслановы. Съехавшись, «учинили по своей вере по Мударе Алхасове плач и, плакав, дого ворилися меж собою и пошли отомстить кровь Мударову Олегуке и Ходождуке…»9.
Карданов Ч. Э. «Князья Кабарды». 2016г.
Примечания
1. Сталь К. Этнографический очерк черкесского народа. Тифлис, 1912. С. 68.
2. Карданов Ч. Э. У истоков дружбы. С. 37.
3. КРО. Т. 1. С. 88.
4. Там же. С. 383-385.
5. Белокуров С. А. Указ. соч. С. 65-66.
6. КРО.Т. 1.С. 88.
7. Там же. С. 201.
8. Там же. С. 204.
9. Там же.