Карачаевцы: ДНК и предания.

Исследователи прошлого находившие в карачаевцах в первую очередь абхазо-адыгский элемент были правы. Изначальное ядро карачаевцев состояло из выходцев из абхазо-адыгской среды и лишь впоследствии эта общность стала обогащаться многочисленными картвельскими вкраплениям, дав на выходе новую этнообщность, утратившую исконные кавказские языки и перешедшую на приобретенную за время пребывания в Крыму форму кыпчаского языка.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 09.jpg

1883 – 400 = 1483 г.

Итого 4 каума из известных 9-ти

  • Будиян – 700 лет
  • Науруз – 650 лет
  • Карча – 450 лет
  • Адурхай – 425 лет

Усредняем (700 + 650 + 450 + 425)/4 = 556 лет

2023 – 556 = 1467 г

Источник: Circassian DNA project

Данные Yfull обновлены на 10.01.2023

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

У этой записи один комментарий

  1. Аноним

    Кавказский народ не может быть намного древнее первого упоминания о нём. Всё-таки здесь не задворки галактики. Самый ранний документ, упоминающий карачаевцев, это Отписка терских воевод князя В.П. Ромодановского и других в Посольский приказ о собранных ими сведениях о намерении Крымского царевича совместно с Ногайцами Большого и Малого Ногая по призыву Султан-Мута идти под Терский городок (не ранее 15 января – не позднее 22 февраля 1636 г.):
    “Да октября 1, государь, в 26 день пришол к нам холопем твоим в съезжую избу терской окоченин Андея Алабердеев. А в распросе нам холопем твоим сказал: был он в Кумыках и сказывали де ему у Кумыках в розных кабаках кумыцкие люди, что крымской царевич с крымскими людьми ис Крыму вышел, а стоит в Кабарде и в Карачаех…”
    РГАДА. Ф. Кабардинские дела, 1636. Д. 1. Л.1-5 (Подлинник) 
    Приведенные выше генетические датировки соответствуют другим имеющимся данным.
    Во-первых, факт переселения из Крыма и конкретно из района г. Кырк-Ер подтверждается тем, что срубы, в которых они проживали, уникальны не только для Кавказа, но и для Крыма. И только в Кырк-Ере и окрестностях строили срубы.
    На дочери Карчи (Кюнсюля) женился родоначальник Крым-Шамхаловых – Бекмурза. У него было 4 сына и дочь: Эльбуздук, Камгут, Каншаубий и Гилястан. Первый и последний упоминаются послом Елчиным, который в 1639 г. “… ходил пировать к Карачайским мурзам к Ельбуздуку и к Галистану и к матери их и к зятю их, к Ногайскому мурзе Урыстямбеку…”
    Одновременно с этим, родоначальник новой феодальной фамилии Дигории – Бадели – вторым браком женится на девушке из Крымшамхаловых. А появился он в Дигории во времена когда в ущелии не было огнестрельного оружия (за счёт обладания им он и возвысился). Кстати, до Бадели старшиной ущелья был Айдарук, кот. мог быть наречён только в честь Тегмрюка Айдарова (Айдар ыкъу Темкlрикъу), ибо других Айдаровичей, тем более сопоставимых по влиянию, родословные Кабарды и Осетии не знают. То есть исторический “материал” Дигории не позволяет датировать приход Карчи в Кабарду раньше конца 16 в.
    И, конечно же, упоминание в преданиях Казыя Шиапшукова. В целом на основании нескольких вариантов предания можно выяснить следующее. Они прожили на Баксане около 40 лет, т.е. 38-42 года. Из них не менее 17 лет – при жизни Казы Шиапшукова (погиб в 1615 г.): 6 лет до обнаружения кабардинцами, 10 лет пока Карча прятался у сванов и около 1 года между этими периодами. Таким образом, верхний предел их поселения на Баксане – 1598 г. (1615 год минус 17 лет). Карачаевцы ушли с Баксана на Кубань около 1635 года. В этом году они по одним данным жили на Баксане (грузинский митрополит описывая границы Мингрелии пишет, что на севере она граничила только с “горскими черкесами”, Кабарда не упоминается), а по другим данным они уже жили недалеко от бесленеевцев, т.е. на Кубани (данные терских воевод). В 1639 г. посольство Елчина и Захарьева застало их на Кубани. Таким образом, нижний предел периода (1635 год минус 42 года) – 1593 г.
    Чтобы не рисковать ошибиться, можно просто говорить, что карачаевцы поселились на Баксане в 1590-х годах.
    Больше вызывают сомнения описания их путешествия по горам Закубанья. Это была не пустыня, а своего рода джунгли, кишащие воинственными черкесами, абазами и убыхами. Скорее всего целью было включить в легенды пребывание у могилы Инала. А фактически они двигались (кочевали) вверх по правому берегу Кубани.