Род Жерештиевых в Карачае

Жерештиевы (по карачаево-балкарски «Джараштылары», по кабардински «Жэрэшты»). Данная фамилия занимает определенное место в этнокультурных связях карачаево-балкарцев с адыгами. История данной фамилии неразрывно связана с историей аула Кармово (нынешнее с. п. Каменномосткое Зольского района КБР), поселка Хабаз (нынешнее с. п. Хабаз Зольского района КБР) и аула Хасаут/Ысхауат/ (после возвращения карачаевцев из депортации, аул частично был восстановлен, но вскоре был заброшен, в настоящее время отделение с. п. Кичибалык Малокарачаевского района КЧР, на 2008 год проживало около десятка семей).

По мнению М. И. Баразбиева «род Жерештиевых появился в Карачае в первой четверти ХIХ века и происходит от кабардинского дворянина Аслана Жерештиева, вынужденного покинуть свои родные места из-за колониальной политики царизма»[1]. Косвенным доказательством появления Жерештиевых в Карачае может служить данные из архивного документа «Сведения о землях Большой Кабарды, собранные по народным показаниям полковником Петрусевичем в 1846 году»[2], где даются сведения о владельцах земли в Кабарде. Относительно Жерештиевых под литером 21 сказано: «Следуя вверх по обе стороны реки Черека небольшой участок земли принадлежит узденям Асланкеровым, а выше оного по обе же стороны Черека безраздельно полоса земли принадлежит узденям Хакуловым, Бардоковым, Таргачевым и узденю Эриштееву». В примечании к литеру дается пояснение, что «уздень Ерештиев в 1822 г. бежал за Кубань» [Более раннее упоминание об ауле Ерашты на р. Баксан близ совр. с. Баксаненок содержатся в ланд-карте Чичагова за 1744г. Также есть упоминание в дневниках путешественника Гульденштедта за 1773г. о местности Иерошты на северном берегу р. Терек близ совр. с. Хамидие Терского района КБР — примечание Алим Савойский].

1819 Местность Иерошты

В другом архивном документе за 1859 год указывается прямая причина и точная география переселения Жерештиевых. Оно было связано уже с сыном Аслана Жерештиева Жунусом: «Женус Жерештиев по отзыву почетных жителей Кабарды есть кабардинский дворянин фамилии князей Касаевых, что отец его действительно переселился в Карачай во время смут в Кабарде в 1822 году к родственникам по жене»[3].

М. И. Баразбиев отмечает, что «переселение Аслана Жерештиева именно в Карачай совсем не случайно. Ведь его уже связывали родственные узы с карачаевцами, так как он был женат на представительнице этого народа»[4]. Авторы юбилейного издания «Схауат 300 (1698-1998)/Сборник документов. Учкекен, 2000» уточняют, что «семья Джараштыевых первыми поселились в ауле Схаут. У Аслана было четверо сыновей: Осман, Юсуф, Али и Джунус. В семье Джунус был младшим. Мать Хасанова Хасанахан — Хаджи дочь Аппия — одна из мудрых людей в ауле Хурзук»[5]. Т. е. Аслан Жерештиев был женат на представительнице карачаевского рода Хасановых. От этого брака родилось четыре сына: Осман, Юсуф, Али и Джунус.

Во время сбора полевого материала, нами было зафиксировано, что Аслан Жерештиев проживал в ауле Хурзук, и там же находится его могила на старом кладбище[6].

Причина появления Жерештиевых в верховьях рек Малка и Хасаут имеет несколько обстоятельств. Первая причина усматривается в докладной записке узденя Женуса Жерештиева от 20 февраля 1859 года начальнику Кабардинского округа князю Орбелиани сказано: «19 ноября 1858 года я подавал докладную записку приставу карачаевских народов в ниже следующем: -в 1855 году когда карачаевцы решились изменить русскому правительству и положили призвать на помощь и передаются возмутителю Магомет Амину, которого впоследствии и призвали, я как природный кабардинец и не желая изменять данной мной уже раз на верное подданство Его Императорского Величества присяге, быть участникам столь постыдного дела и остался чистым в совести моей, как перед богом, так и Государем, просил начальство позволить мне перейти на жительство из Карачая в 120 верстах на реку Малку и поселиться с аулом выше ея 6-ти верстах Каменномосткого укрепления, на что получил разрешения и в том же году до прибытия Магомет Амина в Карачай основал на указанном месте из 15 домов свой аул…»[7]. Место, куда прибыл Женус Жерештиев, это район современного с. п. Хабаз. К середине ХIХ века верховья рек Малка и Хасаут оказались частично свободными, или в пользовании кабардинских князей и узденей. В предписании начальника Центра Кавказской линии генерал-майор Грамотина приставу карачаевских и абазинских народов Тургиеву от 23 июня 1855 года за №197 сказано: «Вследствие рапорта Вашего Высокоблагородия от 13 июня за №231, разрешаю дозволить Инусу Жерештиеву переселиться с аулом его из 15 дворов состоящем, на просимое им место, под личною ответственность Вашею, ежели бы по поводу сего переселения возникла в последствии от кого-либо жалоба»[8].

Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что Жерештиевы появились в Карачае после 1822 года. Проживали они в ауле Хурзук, а в 1855 году появились в верховьях рек Малка и Хасаут, и основали собственные аулы.

В списке аулам находящихся в кругу Кисловодской линий в 1859-60 гг, относительно Жерештиевых сказано, что «1. Узденя Юсупа Жерештиева. Аул этот поселен по левой стороне Кичмалка, выше Каменного моста верстах в трех. В нем есть часть карачаевцев, 2. Штабс-капитана Али Жерештиева. Аул этот поселен на правой стороне р. Хасаут при впадении в эту реку Арбуски, ниже Кисловодского источника верст 10-ти»[9]. При этом данные аулы отмечены, как «абазинские аулы в ведении пристава карачаевских и абазинских народов подчиненные начальнику Верхнекубанского округа». В списке « О населении Кисловодских кордонных земель» за 1863 год отмечены: «на левом берегу Малки Юнус Жерештиев с 9 дворами, племени кабардинского Мисостовой фамилии, числится в Кабардинском округе Баксанского участка; на Хасауте Юсуп и Магомет Жерештиевы с 22 дворами отпущенников и холопей и 5 дворами карачаевцев, кабардинского племени, Мисостовой фамилии, числится в Кабардинском округе Баксанского участка»[10].

В 1865-66 гг. в результате проведения разукрупнения кабардинских аулов, был образован новый аул Хасаут. Архивный документ отмечает, что «…аулы Женуса и Юсупа Жерештиевых, Шипшикова, Урды и Хахандукова населенные по преимуществу горцами (карачаево-балкарцами-А. Б. ), в случае переселения в Большую Кабарду малокабардинцев образуют один аул…»[11]. В конечном итоге аул Хасаут был образован к 1867 году из бывших аулов Исупа и Магомета Жерештиевых, аула Шипшикова и аула Урду. Женус Жерештиев под разными проволочками отказался от переселения в аул Хасаут и остался на старом месте, где в 1886 году был образован поселок Хабаз, в результате чего Жерештиевы оказались жителями данного поселка. В 1859 году был введен институт избрания старшин в аулах, но в отношении нового аула Хасаут можно говорить о старшинах уже с 1867 года, т. е. с момента окончательного обоснования вышеуказанных аулов на указанном месте. До 1867 года Юсуп и Магомет Жерештиевы выполняли функций аульного старшины на правах аульного владельца. Естественно, что Жерештиевы сохранили свои позиции в новом ауле Хасаут не только в силу сословного статуса, но также в силу традиции почитания аульного владельца.

Старшина по положению избирался на три года по представлению начальника Нальчикского округа и утверждался начальником Терской области. В 1867-1873 гг. , 1880-1883 гг. , и 1890 г. старшиной аула Хасаут был Магомет Жерештиев[12]. В 1885-1888 гг. старшиной был Султанбек (Сосламбек) Жерештиев[13]. С перерывами, в 1898-1900 гг. , и с 1909 по 1917 гг. старшиной был Эдык Жерештиев[14]. Адильгерий Жерештиев был старшиной аула Кармова.

Интересно отметить, что сословный статус Жерештиевых невозможно точно установить, из-за противоречивости архивных документов. По всем документам они проходят, как уздени князей Касаевых, но те в свою очередь признавали свое вассальное положение от князей Атажукиных. Так в архивном документе по поводу спора Жерештиевых с князьями Касаевыми о неправильной продаже последними земли под названием «Темирли-кол» в верховьях реки Баксан, убедительно приводятся данные по степени взаимоотношений между Жерештиевыми, Касаевыми и Атажукиными. В докладе младшего члена Комиссии по правам личным и поземельным туземного населения Терской области от 17 декабря 1870 года за №69 в Комиссию по правам личным и поземельным туземного населения Терской области сказано, что «участок Темирли-Кол по преданию существующему у кабардинцев и горцев принадлежал во время-оно князьям Касаевым, от них перешел во владения Жерештиевых, узденей /пшикео/ князей Касаевых, а от Жерештиевых еще далеко до времен Ермоловских, достался Кучуковым (балкарским князьям — А. Б. ). Все подробности условии на основании коих земля Темирли-Кол переходила во владения от одной фамилии к другой затеряны в пространстве времени, известно только тот неоспоримый факт, что Темири-Кол более 60-лет владеют Кучуковы. Факт совершенно достаточный для того. Что бы признать его за право Кучуковых, которое получает еще большее значение вследствие того обстоятельства, что Жерештиевы обвиненные при генерале Ермолове в сношениях с непокорными и бежавшими вследствие этого за Кубань, попали в опалу и были объявлены лишенными всех преимущественных прав в Кабарде. Участок Темирли-Кол оставался по прежнему во владений Кучуковых и Касаевы никогда не заявляли на него свои претензии. Но времена Ермоловские минули безвозвратно и Жерештиевы в числе многих бежавших возвратились на родину, но, также как и Касаевы, никогда не мечтали возбуждать дела об участке, который они издревле привыкли считать собственностью Кучуковых»[15].

В 1863-67 гг. проводилась работа по отводу земли жителям Кабардинского округа. В «Ведомости прошении препровожденных Канцелярией начальника Терской области и начальника Кабардинского округа по приказанию начальника области в Комиссию для проверки» значится «Женус Жерештиев из сословия узденей-шаготлугуса, которому по проверке Комиссией, как примерному хозяину иметь ввиду 250 десятин земли»[16].

В Карачае Жерештиевы считались в числе привилегированных сословий. В архивном документе «Список узденей, старшин горских народов, выдвинутых для встречи царя» в 1850 году был составлен список «Офицерам и почетным людям карачаевского и абазинского народов, приставляющим к Его Высочеству наследнику цесаревичу» за подписью пристава Мистулова, где под №6 помещен от карачаевцев подпоручик Али Жерештиев[17]. Кроме него, в списке даны только представители от карачаевских княжеских родов Крымшамхаловых, Дудовых и Карабашевых.

Интересно мнение ученого М. Дж. Каракетова, который на основании анализа брачных союзов Жерештиевых с князьями Карачая, причисляет их то одному, то другому сословию. Он отмечает, что «дочь Шымаухи Дудова- Даус, вышла за муж за чанка Ачахмата Айсандырова-Дудова. Сыновьями от этого брака были Туган, Келемет, Бекмырза, Ахлау, Ислам. Аслан и Биаслан. Последний был женат на дочери чанка Джюнюса Джараштиева…. Со своей же стороны заметим, что в Кабарде они почитались за дворян второй, а иногда и третьей степени, что являлось правилом на Северном Кавказе — переселяющийся в другие иноэтнические регионы терял свой статус. Поэтому и Джараштиевы, хотя и были богатыми среди кабардинцев людьми, их статусная принадлежность среди кабардинских дворян была невысокой и относилась к тому сословию, которое считалось в Кабарде иноэтническим, некабардинским. Тем не менее, и в Карачае данный тухум иногда причисляли к сыйлы-узденям, из представителей которого выдавали еще в начале 1830-х гг. аманатов властям Российской империи»[18].

Таким образом, сословный статус Жерештиевых в Кабарде варьировал: от узденей 2-й степени беслан-уорков, узденей 3-й степени уорк-шаготлугуса, до узденей 4-й степени узденей-пшикео. В Карачае они тоже не имели однородного статуса.

Полевой материал подтверждает это отчасти. Так, например: Эдик Жерештиев был женат на Дудовой Джанчик, дочери Исмаила Нанаевича Дудова. Дочь Алия Жерештиева была за мужем за Омаром Дадешкелини[19]. Адильгирей Жерештиев был женат на Хабар Ашабовой[20]. Али Жерештиев был женат на дочери узденя Ашабова Докшуко – Цыкуните[21]. Дочь Женуса Жерештиева Фатимат «вышла в замужество за жителя селения Кармово Шахима Думанова» и назначен калым на сумму в 1300 рублей серебром[22].

В прошении жителя селения Кармово Бата Кармова в Нальчикский горский словесный суд отмечается, что «более трех лет тому назад житель селения Хасаутского Асланбек Тлостанович Жерешиев обычным порядком выкрал мою дочь Дышерхан, вследствие чего мною были посланы родственники и близкие люди преследовать и возвратить похищенную дочь обратно. В виду настоятельных просьб отца похитившего мою дочь Тлостанбека Жерештиева, состоялось примерение по этому делу и был совершен накях, условие которого записаны подробно в книгу Хасаутского сельского правления. Накяху Тлостанбек Жерештиев обязался уплатить 1000 рублей, из коих 300 рублей деньгами, 300 рублей скотом, а 400 рублей должны находиться у него и принадлежать моей дочери Дишерхан, взятой, как выше сказано в замужество за сына Тлостанбека Жерештиева- Асланбека, и сверх всего этого Жерештиев должен дать пару быков и одну лошадь»[23].

В своем прошении Хабар Жерештиева в Нальчикский горский словесный суд поясняла, что «Адильгерий Жерештиев кроме того не уплатил мне еще калыма 1000 рублей»[24].

Следует отметить, что в 1895 году администрация Нальчикского округа дало добро на проведение сельских сходов в аулах Кабарды и Балкарии по вопросу об уменьшении калыма среди местного населения. Такой сход состоялся и в ауле Хасаут, где «156 человек имевших право голоса на сельском сходе постановили уменьшить калым по сословиям в нижеследующем порядке: 1. сословие узденей назначили калым за девицу 800 рублей, 1 лошадь и 2 быка, за вдову 400 рублей; 2. сословие каракишей за девицу 300 рублей, 1 лошадь и 2 быка, за вдову 150 рублей; 3. сословие вольноотпущенников за девицу 300 рублей, за вдову 150 рублей. Родители невесты и она сама не вправе требовать от жениха полностью калыма и ограничивается только: 1 сословие калымом в 400 рублей 1 лошадью и 2 быками, 2 и 3 сословия получают одну третью часть калыма 100 рублей 1 лошадь и 2 быка за девушку. А в случае развода муж должен уплатить разведенной полностью калым, если без причины»[25].

Исходя из приведенного примера размеров калыма в среде жителей аула Хасаут, можно сделать вывод, что Жерештиевы в сословном отношении старались выделиться из общей среды узденей. Если верхней планкой для узденей было 800 рублей, то у Жерештиевых оно всегда варьировало от 1000 до 1300 рублей.

Авторы сборника «Схауат 300 (1698-1998)/Сборник документов. Учкекен, 2000» отмечают, что жена Аслана Жерештиева «одна из первых женщин Карачая совершила Хадж вместе с двумя сыновьями Юсуфом и Али, которые впоследствии (в 1828г. ) выехали в Турцию. Осман и Джунус остались в ауле Схауат и продолжили-здесь свой род. У Османа — три сына: Махамет, Бекмурза, Сосланбек. У Джунуса — четыре сына: Адильгерий, Каплангерий и Тма»[26].

Согласно архивному документу «Подворный список жителям селения Хасаутского первого участка Нальчикского округа Терской области с отметкою коренных жителей, жителей образовавшихся от разделов семейств и переселившихся из других селений» за 1886 год, в Хасауте проживали семейства узденей: «Магомеда Жерештиева при 9 душах мужского пола и 4 душах женского пола; Султанбека Жерештиева при 7 душах мужского пола и 3 душах женского пола; Адильгирея Жерештиева при 1 душе мужского пола и 1 душе женского пола»[27]. В 1882 году из семейства Адильгирея Жерештиева выделились: «Аслангирей Жерештиев при 2 душах мужского пола и 2 душах женского пола; Каплагирей Жерештиев при 2 душах мужского пола и 2 душах женского пола». Указанные семейства Жерештиевых отмечены, как «коренные жители, сначала поселившиеся в селении Хасаутском».

В другом архивном документе «Подворный семейный список селения Хасаутского «1» участка Нальчикского округа, Терской области. Составлен в 1905 году» приведен более полный список рода Жерештиевых, проживавшие в ауле Хасаут. В 1905 году в ауле Хасаут проживали 6 семейств Жерештиевых: «1. Жерештиев Эдык Магометович — 42 года, сын его Канбий- 4 лет, братья Эдыка: Ислам- 27 лет, Бекир- 40 лет и женского пола 3 души; 2. Жерештиев Алимурза Магометович- 29 лет с братом Хажимурзой- 25 лет; 3. Жерештиев Али Магометович- 31 года, сыновья его Курий- 4 лет и Мусса-2 лет, братья Али: Цына-25 лет, Исмаил-21 года и Мурат- 14 лет, женского пола 4 души; 4. Жерештиев Султанбек Османович- 65 лет, сыновья его: Асламбек- 34 лет, Миша- 31 года, Заурбек- 28 лет, Исхак- 26 лет и Шахим-21 года, сыновья Асламбека: Исуп- 8 лет, Юнус- 6 лет и Осман- 3 лет, женского пола 3 души; 5. Жерештиев Аслан Султанбекович- 37 лет, сыновья его Кучук- 5 лет и Аскерби- 1 месяца, женского пола 3 души; 6. Жерештиев Ход Адильгериевич- 15 лет с братом Хатокшуко- 7 лет, женского пола 1 душа»[28].

Из рода Жерештиевых вышли несколько человек, которые состояли на военной службе Российскому государству. Это упомянутый Али Жерештиев, который дослужился до офицерского чина штабс-капитана. Жерештиев Маша Султанбекович участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг. и был награжден Георгиевским крестом 4-й степени в 1905 году[29]. Из Хасаута в той войне участвовал Жерештиев Хажимурза/Цуна/ Магометович. Жерештиев Умар из селения Кармово участвовал в 1-й мировой войне в составе Кабардинского конного полка Кавказской туземной дивизии[30].

Таким образом, Жерештиевы сыграли определенную роль во взаимоотношениях народов Кабарды и Карачая. Несомненно, следует отметить их роль в истории современных сел Каменномосткое, Хабаз и Хасаут.

Башиев А. М. (КБР, г. Нальчик, к. и. н. )

Примечания

1. Баразбиев М. И. Карачаево-балкарские фамилии адыго-абхазского происхождения. // Эльбрус. Нальчик, 1999. №1. С. 138.
2. ЦГА КБР, ф. И-40, оп. 1, д. 4, лл. 145-162.
3. ЦГА КБР, ф. И-2, оп. 3, д. 39, лл. 129.
4. Баразбиев М. И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в ХVIII-начале ХХ века. –Нальчик: Эльбрус, 2000. С. 85-86.
5. Схауат 300 (1698-1998)/Сборник документов. Учкекен, 2000. С. 97.
6. Полевой материал 2008 год. Информант Дудов Мусса Хамидович 1973 г. р.
7. ЦГА КБР ф. И-2, оп. 1, д. 916, л. 1.
8. ЦГА КБР, ф. И-40, оп. 1, д. 500, т. 2, л. 724.
9. ЦГА КБР, ф. И-40, оп. 1, д. 2, лл. 25-26.
10. ЦГА КБР, ф. И-40, оп. 1, д. 2, лл. 23-24.
11. КумыковТ. Х. Расселение кабардинцев и балкарцев в 40-60-х гг. ХIХ века. // УЗКБНИИ. Нальчик, 1965. Т. 23. С. 156. 12. ЦГА КБР ф. И-2, оп. 1, д. 1718, л. 79; ЦГА КБР, ф. И-3, оп. 1, д. 52, л. 24; ЦГА КБР, ф. И-22, оп. 1, д. 640, л. 4; ЦГА КБР ф. И-22. оп. 1, д. 770, л. 44; ЦГА КБР ф. И-6, оп. 1, д. 32, т. 4, л. 339.
13. ЦГА КБР, ф. И-40, оп. 1, д. 536, л. 94 об; ЦГА КБР ф. И-6, оп. 1, д. 89, л. 47-47 об.
14. ЦГА КБР ф. И-6, оп. 1, д. 494, т. 1, л. 41 об; ЦГА КБР, ф. И-6, оп. 1, д. 854, л. 8 об;ЦГА КБР, ф. И-6, оп. 1, д. 881, л. 36 об.
15. ЦГА КБР, ф. И-40, оп. 1, д. 4, т. 3, л. 291-298 об.
16. ЦГА КБР, ф. И-40, оп. 1, д. 4, т. 3, л. 245
17. ЦГА КБР, ф. И-16, оп. 2, д. 124. л. 2.
18. Каракетов М. Дж. От вооруженных столкновений до брачных связей: из жизни северокавказских элит в ХVIII-ХIХ вв. //Диаспоры, М. ,2004. №4. С. 122-123.
19. Полевой материал 2008 год. Информанты: Дудов Мусса Хамидович 1973 г. р. , Шапарова/Конова/ Хайшат Кучуковна.
20. ЦГА КБР, ф. И-22, оп. 1, д. 4369, л. 1-1 об.
21. Казаков А. В. Адыги (черкесы) на военной службе. Воеводы и офицеры. Середина XVI – начало XX в.. Биографический справочник. -Нальчик:Эль-Фа, 2006. С. 120.
22. ЦГА КБР, ф. И-22, оп. 1, д. 3387, л. 1-1об.
23. ЦГА КБР ф. И-22. оп. 1. д. 3874. л. 33-33 об.
24. ЦГА КБР, ф. И-22, оп. 1, д. 4369, л. 1-1 об.
25. ЦГА КБР. ф. И-6, оп. 1, д. 333, л. 36 об-37.
26. Схауат 300 (1698-1998)/Сборник документов. -Учкекен, 2000. С. 98.
27. Архив КБИГИ, ф. 1, оп. 2, д. 21, лл. 229-238.
28. ЦГА КБР, ф. Р-1209, оп. 4, д. 16, лл. 1-88
29. Опрышко О. Л. По тропам истории: По тропам истории; Через века и судьбы; Всадники из легенды. –Нальчик:Эльбрус, 2007. С. 638.
30. Там же. С. 662.

Если интересно, посмотрите также:

  • Карачаево-балкарские фамилии адыго-абхазского происхожденияКарачаево-балкарские фамилии адыго-абхазского происхождения Целью данной статьи является попытка освещения роли этнокультурных связей карачаевцев и балкарцев с адыго-абхазами в генезисе отдельных фамилий данных народов. Апсуваевы. Согласно […]
  • Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в 18 — начале 20 вековТерритория и расселение кабардинцев и балкарцев в 18 — начале 20 веков В определении понятия «народ» одним из основных признаков является территория, то есть область расселения народа. В Кабардино-Балкарской историко-этнографической литературе исследованию […]
  • ЧС в Зольском районеЧС в Зольском районе Чрезвычайное положение введено в Зольском районе Кабардино-Балкарии, где из-за обильных дождей подтоплена треть населенных пунктов, сообщил глава администрации района Руслан […]
  • Гедмишх: Спасти и сохранитьГедмишх: Спасти и сохранить Сохранить всегда проще, чем восстановить утраченное – это аксиома жизни. Но, как ни крути, человек, увы, не всегда живёт по законам разума и сам же страдает от этого. Именно по вине […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

43 + = 53