Род Абуковых в истории Залукокоаже

История основания современного поселка Залукокоаже связана с родом Абуковых (каб. Абыкъуэ, абаз. Абыхъв «гора»), поэтому рассмотрим для начала историю этого рода. По своему происхождению род этот абазинский сословия «агмистаду», которое соответствует кабардинскому «тлекотлеш» (дворяне 1 степени), но по негласному правилу сословия иноземцев на Кавказе понижались, поэтому Абуковы попавшие в Кабарду считались «беслен-уорками» (дворяне 2 степени). Род этот отождествляют также с абхазским родом Абухба. В Абазинии в разное время существовало несколько аулов Абуковых – на р. Хумара (абаз. Абыхъвкыт), на р. Подкумок близ Кисловодска (Старо-Абуковский — совр. с. Первомайское), на р. Эшкакон.

Ко второй половине 18 века относится первое упоминание о деятельности Абуковых в Кабарде. Так эфенди Исхак Абуков и князь Адильгирей Атажукин считаются здесь  основоположниками шариатского движения. В архивных источниках говорится о переписке Исхака с лидером чечено-дагестанского сопротивления шейхом Мансуром в 1785 году.

К концу 18 века Исхак Абуков и часть князей с преданными им дворянами переселились в Пятигорье и верховья Кубани, где объединились с закубанскими адыгами и совершали нападения на строящуюся Азово-Моздокскую линию укреплений. По воспоминаниям потомков рода к середине 18 века аул Абуковых располагался возле совр. ст. Незлобная близ Георгиевска, но подтверждение этого на старых картах пока нет. Умер эфенди Исхак Абуков в 1807 году во время эпидемии чумы.

В дальнейшем, для постройки крепостей, укреплений и постов на реках Малка, Подкумок и Кума, у Кабарды были отобраны земли между Кумой и Малкой, а в 1779 г. северной границей Кабарды становится р. Малка.

Карта Кавказа второй половины XVIII века (1870)

Карта Кавказа второй половины XVIII века (1870)

Благодаря деятельности генерала Ермолова, к 1824 г. многие адыго-абазинские аулы Пятигорья насильно переселяются на юг, на правый берег р. Малка. Часть абуковцев переселилась на место современного с. Первомайское близ Кисловодска, а часть в Кабарду на правый берег реки Малка.

В 1803 году между братьями Абуковыми возник спор за наследство и Али Абуков был вынужден поселиться в верховьях Кубани на реке Мара, но из-за частых подтоплений к 1825 году переместился на р. Хумара. В «Списке лиц принадлежащих к высшим сословиям Кубанской области Баталпашинского отдела за 1872-1896гг.» упоминаются «абадзехского племени тлекотлеши Эфенди Али и Асланбек Абуковы из слободы Хум» [вероятно должно быть «абазинского племени» — прим.]

Другие представители рода жили на правом берегу реки Малка в районе современных сел Куба (Атужукино-Агубеково) и Псыхурей (Лафишево). Так в «Списке узденей 2 степени по переписи населения Большой и Малой Кабарды произведенной Якубом Шордановым за 30 января 1825 года» среди жителей аула Мисоста Атажукина, упоминается старейшина рода Хаджи Сальман Абуков (66 лет) с братьями Али, Мусой (55 лет) и Хусином, с сыновьями Исламом и Ахмедом Сальмановичами, с племянником Атажуко Мусовичем (31 год) и его сыном Пшимахо, с племянниками Адильгери, Магомедом и Кади Хусиновичами.

Атажуко, как и многие представители кабардинского и абазинского дворянства, «прославился» своей службой России и имел к 40 годам такой послужной список: был «вожаком» (т. е. проводником) при ген. Ермолове (1822); был «вожаком» при прокладке Военно-Грузинской дороги (1824); разведывал наличие турецких войск в Анапе (1826); докладывал о планах чеченцев, карачаевцев и «закубанских» адыгов (1827); участвовал в «экспедиции» на Карачай и походе на гору Эльбрус при ген. Эмануэле (1829). Учитывая эти «заслуги», уже к 1839 году Абуков имел свой собственный аул на р. Чегем во владениях князей Атажукиных, а его дядя Хажи Сальман (Солеман) остался жить на р. Малка в ауле Шужея Жантемирова, о чем Атажуко сообщал в письме Начальнику Центра Кавказской линии.

В 1842 году аул Абукова находился уже на р. Баксан выше Баксанского укрепления. Находясь здесь Атажуко просил князя Голицына о наделении его участком земли бежавшего за Кубань «непокорного» узденя Ашабова (участок между укреплениями Баксан и Чегем), но в удовлетворении прошения было отказано. В 1846 году он подал прошение поселить его с аулом на свободную землю между станицей Боргустанской и постом Хагундоковским, т. е. возле Старо-Абуковского аула близ Кисловодска. На этот раз переселение разрешили, но аул оставался на р. Баксан еще до 1848 года. Спустя некоторое время майор Атажуко эмигрировал в Турцию, оставив земли и аул сыну Беслану.

Абуков Беслан Атажукович начал карьеру в Киевском гусарском полку, откуда попал на Крымскую войну (1853-1854) и был ранен под Балаклавой. Мало кто знает, что герой Балаклавы поручик Обухов, описанный в нескольких источниках, это и есть Беслан Абуков. Пролежав раненным в поле 3 дня, он был подобран английским офицером и отправлен в Константинополь. В 1855 году Беслан был возвращен в Россию, как «неспособный держать оружие» и награжден там «Орденом Св. Владимира с мечами».

В 1866 году возник спор о владении домом между Фицей Кармовым и Бесланом Абуковым. Вот что написано в докладной записке от 7 июня 1866 года жителя Кумского абазинского народа аула Магомета Абукова, расположенного на реке Подкумок, узденя Фицы Кармова:

«В 1861 году с отправлением Полковника Абукова, в числе прочих за границу в Стамбул, двоюродный брат его поручик Магомет Абуков, оставшийся в том ауле на жительство, пригласил меня перейти из аула Жантемирова к нему, как к родственнику. А что если я имел у себя в том ауле дом и хороший сад, то он вместо его для меня купит гораздо лучше моего дома за свой счет. Я согласился, и Магомет купил мне дом с фруктовым садом. Узнав об этом, родной сын полковника Абукова, прапорщик Бек (Беслан? -прим. ) предложил мне, чтобы я того дома не принимал, так как у отца остается дом лучше, и он оставит его в мою пользу и действительно при прощании с полковником Абуковым, как родственником по просьбе моей о пожертвовании мне того дома. Абуков с большой радостью поблагодаря меня за мою преданность оставил токовой в вечное мое владение. И еще жалел, что не знал об этом раньше, а то в память оставил чего-нибудь из мебели».

Свидетелями спора выступили штаб-с ротмистр Хаджи Мурза Крымшамхалов прапорщики Арсланбек Каблахов и Якуб Шереметов, юнкер Зураб Хогундоков. Кармов писал, что это могут подтвердить также князь полковник Маматгирей Лоов и князь полковник Атажукин. Беслан — сын полковника Атажуко Абукова вернулся из-за границы и, говоря, что земля, на которой стоит дом, принадлежит ему со своими братьями Касполатом и Кучуком, выгнали Фицу из дома, хотели избить, но их удержали жители аула мулла Ахмед Бжеников, Абдулкерим Кушхов и другие.

Споры за наследство полковника продолжались и дальше. В 1870 году младшие его сыновья — Каспот и Кучук обратились в Комиссию Терской области с просьбой собрать сведения о земельных правах их отца и их правах на землю как наследников. Они писали:

«Нам отказали в наделе земли, так как мы абазинского происхождения, но известно что: 1) Прадед наш Тутгерий Абуков поселился в Кабарде давно; 2) Подобные нам абазинцы, водворенные Кабарде недавно, как то Кучук Лафишев и другие, получили землю; 3) Наш двоюродный брат Камбот Абуков тоже получил землю». Несмотря на эти обстоятельства, в 1874 году в удовлетворении прошения братьям было отказано.«

В 1865-1866 году в Кабардеи на Кубани прошла реформа по укрупнению населенных пунктов, так аул Хагундокова в 1868 году насильно переселили на р. Малка и он вошел в состав а. Кармово. Три двора хагундоковцев попали в аул Абукова — семьи Аслана Шалова, Индриса Вакашева и Моллы Курашинова. Причем, т. к. Аслан Шалов был инвалидом (повредил руку и ногу влесу, при заготовке дров), то его принял к себе в дом и объявил «названным родственником» аульский эфенди Ахмет Бжеников, а Камбот Абуков вызвался выплачивать за Шалова ежегодную подать. Та же судьба постигла хутор Песчаный (Ныровский) и др.

Абуковский аул в число переселенных не попал, но уже в 1868 году в «Докладе кабардинского отдела комиссии по правам личным и поземельным» говорится, что он был (формально) принят в Кабарду.

karta-kavkazskogo-kraya-ot-imperatorskogo-geograficheskogo-obshhestva

Оригинал карты Кавказского края от Императорского географического общества (1868г.)

В 1870-1871 годах абуковцы, рассудив вероятно, что их скоро постигнет участь соседей, подали прошение начальнику Георгиевского округа о выделении для них земли на р. Эшкакон, бывшем абуковском участке. Прошение было рассмотрено 26 января 1870 года. В решении окружного начальства было написано, что «участок земли, о котором просят Абуковы, гористый и казне не особенно нужен, а Абуковы там уже жили и знают, что с нею делать». В связи с этим было решено Абуковым дать участок, по размерам «значительно выше 250 десятин, то есть нормы принятой для хлебородной Кабардинской плоскости, для кабардинцев равных Абукову по своему происхождению, например, 500 десятин каждому». К прошению был приложен посемейный список аула:

  • Абитов [Абидов] Закирья [Исмаилович]
  • Аброков Харрис
  • Амшуков Давлетгирей
  • Аляпов [Алабов] Теуна
  • Афаунов Кумаль
  • Бжеников Ахмет [Шокарович]
  • Бжеников Шолох [Шокарович]
  • Бжеников Хачимахо
  • Барсуков Давлетгирей [Батарбиевич]
  • Бабугоев Кумаль
  • Бжахов Ильяс
  • Бжахов Абдула
  • Бжахов Бекмурза
  • Бесленеев Гула
  • Бестешхов Долтуко
  • Вакачев [Вакашев] Индрис [Темботович]
  • Гоов Хажали
  • Гендугов Камбот
  • Гендугов Темрюко
  • Гендоов [Гендугов?] Даус
  • Дугунов Шумахо
  • Кубалов Ильяс
  • Коков Мамыш
  • Курашинов Исмаил
  • Кушхов Машуко
  • Кушхов Миза
  • Кушхов Шамиль
  • Котов Цикуна [Цухун Цугович]
  • Лакушев Огурли [Терекулович]
  • Мекеров Умар
  • Мекеров Огурли
  • Мажанов Боргустан
  • Мидов Шу
  • Навицов [Нафицев?] Бадзидза
  • Нагоплежев Тох
  • Псануков Магомет
  • Теуважев Нагой
  • Теуважев Уразали
  • Теуважев Бот [Мокович]
  • Тутеев Альмако
  • Шалов Аслан
  • Шинаков Уважуко
  • Чулаков Ахмет
  • Эльчапаров Шубат

Анализ фамилий из данного списка приводит к выводу, что состав аула был в основном адыгский и абазины составляли примерно 20-25% от всей численности.

По состоянию на 1880 год в Абуково была одна мечеть и 44 деревянных дома, проживало: 220 мужчин и 182 женщины, имелось 1000 лошадей и 1128 голов крупного рогатого скота.

Этнографическая карта Кавказского края Зейдлица (1880)

Этнографическая карта Кавказского края Зейдлица (1880)

 

В 1886 году проводилась перепись населения, которая дала нам подробный список семей проживавших в Абуково.

Пожив на эшкаконских землях, которые издавна были причиной спора между кабардинцами и карачаевцами, Абуковы все же добились переселения на более благоприятные земли в долине реки Большая Золка, где 29 октября 1903 года им отмежевали из кабардинских Зольских пастбищ участок земли, куда они и переселились в 1904 году. Это был исключительный случай, т.к. с конца 18 века на реках Золка и Этоко селиться адыго-абазинским аулам не позволялось. По рассказам залукокоажцев, землю для аула выделили с условием, что дома жителей будут стоять на большом расстоянии от реки, чтобы жители Кабарды могли свободно прогонять свой скот. Это условие выполнялось довольно долго, о чем свидетельствует тот факт, что центральной улицей села раньше была ул. Ногмова, лежащая параллельно реке, в 2-3 км от нее.

В 1905 году были составлены «Посемейные списки населённых пунктов Нальчикского округа». В перечне жителей аула Абуково владеющих грамотой были указаны:

  • Абуков Матгирей Магометович
  • Абуков Измаил Магометович
  • Абуков Лукман Магометович
  • Абуков Тембот Магометович
  • Абитов Закерья Исмаилович
  • Абитов Яхья Исмаилович
  • Бжеников Шалох Шокарович сын его Махмуд
  • Бжеников Ахмет Шокарович
  • Борсуков Батарбий Темрюкович сын его Довлет-Гирей
  • Котов Цухун Цугов сын его Инал
  • Кубалов Гулла Ильясович
  • Лакушев Огурли Терекулович сын его Коракоз
  • Теувежев Яхья Урушукович
  • Теувежев Бот Мокович
  • Томашев Базизо Сабанович
  • Хакиров Койсын Магометовович
  • Шалов Шухаиб Осланович
  • Абуков Беслан Исхакович

Через десяток лет аул и вся Кабарда были втянуты в известные революционные события. Некоторые князья и дворяне сопротивлялись большевикам и пополнили ряды белогвардейцев (Абуковы Али, Ахмет и Нашхо – сыновья Хасана). Другая часть решила примкнуть к большевикам, чтобы оставаться у власти (Магомед Абуков, Батырбек Лукманович Абуков, Екуб Лукманович Абуков … ), но это их не спасло от последующих репрессий. Были также репрессированы семьи Абуковых из Кисловодска, Первомайского, Хумары, Залукокоаже, Куркужина, Псыхурей… По сведениям потомков Абуковых, живущих сейчас в п. Залукокоаже, род их жил в ауле вплоть до 1930х годов. 

Согласно Приказу № 72 от 08. 07. 1920 Нальчикского Окружного Ревкома, селениям Нальчикского округа, носившим названия по фамилиям своих князей и узденей, присваивались новые названия. Должностные лица, которые применяли старые названия селений после опубликования приказа, предавались суду Ревтрибунала. Среди прочих сел Абуково было переименовано в Залуко-Коаже.

Савойский А.В.

  • Статья будет дополняться по мере обнаружения новых данных.
  • Редакция 06.02.2017

Источники:

  • Бейтуганов С.Н. «Кабардинские фамилии: истоки и судьбы».
  • Бейтуганов С.Н. «Кабарда: Истории и фамилии».
  • Бейтуганов С.Н. «Генеалогия кабардинских фамилий: 60-е годы 19 века – 20-е годы 20 века».
  • Дышеков М.В. «Штрихи к историческому портрету Исхака Абукова».
  • Калмыков Ж.А. «К истории семимесячной войны кабардинцев 1779г».
  • Шарданов Я. «Ведомость исчисления кабардинского народа на 1825 год».
  • Доклад от 19 июля 1907 г. № 1297 управляющего Терскою чертежною, г. Владикавказ. ЦГА КБССР, ф.-р. 40, оп. 2, д. 746, л. 18-24
  • Кармов Р.К. «Кармовы».
  • Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа на 1886 год.

Если интересно, посмотрите также:

  • Из истории ЗалукокоажеИз истории Залукокоаже Писать о родном селе, где сделал первые шаги, рассказывать о его истории и сегодняшних делах – легко и одновременно трудно. С одной стороны, события, пропускаемые через сердце, дают […]
  • Переименование Абуково в ЗалукокоажеПереименование Абуково в Залукокоаже Приговор общего собрания жителей с. Абуково о переименовании селения 14 мая 1920 г. Мы, нижеподписавшиеся граждане селения Абуково Нальчикского округа Терской области, быв сего числа […]
  • Старый тополь над родникомСтарый тополь над родником В Залукокоаже растет огромное дерево – тополь. Мы же называем дерево Щхьэлжыг (щхьэл в переводе с кабардинского языка – мельница, когда-то здесь располагалась мельница). Под сенью его […]
  • Бжеников М.М. «Абуково-Залукокоаже: история и судьбы»Бжеников М.М. «Абуково-Залукокоаже: история и судьбы» «Название Залукокоаже происходит от адыгских слов «дзэл» – ива, «къуэ» – долина и «къуажэ» – селение, что в совокупности означает «селение ивовой долины». Старое название Залукокоаже – аул […]

3 thoughts on “Род Абуковых в истории Залукокоаже

  1. На счет Бабугоевых согласен. Возможно остались только бывшие крепостные узденей Бабуковых, получившие фамилию Бабыгуей. Чтобы не возникало споров, убрал убрал примечания о происхождении фамилий и добавил использованные в статье источники. Пусть читатели сами делают выводы, т.к. тема этой статьи Абуковы и Залукокоаже.

  2. Мнения академика будет достаточно: Из статьи Дж.Кокова «О семантике и ареале кабардинской фамилии КIуэкIуэ» (цит-ся по «Избранные труды», Нальчик, «Эльбрус, 2001, т.2, с.с. 520-523): «В лексике любого языка определённое место занимают собственные имена (фамилии, географические названия), связанные с важнейшими компонентами уклада жизни, хозяйствования. Такая лексема со значением «обрабатывать» (землю) закрепилась, на наш взгляд, в фамилии К1уэк1уэ, хотя в кабардинском языке, в результате ложной ассоциации с глаголом к1уэ-н «идти», эта фамилия законсервировала изначальный смысл, идущий от языка-источника. Но смысл этот обнаруживается, когда обращаешься к абхазо-абазинской природе (известной как по родовому преданию, так и по документам) этого антропонима. Абхазо-абазин. куакуара значит «рыхлить», «возделывать», «выращивать» (пахарь)… Куакуба (бзыбское), Кокба (абжуйское). Кстати, эту фамилию носит одна из улиц Сухума, в честь Кокба Виктора, ученика академика Марра, уроженца Гудауты, расстредянного в 1937 году… Куакуэ рынхарт1а — «место проживания (очаг)» Куакуа — южнее Ткуарчала в Абхазии. Закрепление этой фамилии в топонимии КБР (в кабардинской форме) произошло позже: К1уэк1уэ Жамырзэ и унап1э («очаг Кокова Жамурзы») — на западном берегу Лескена, к юго-западу от с. Ерокко… Последний факт подтверждает известный в топонимии закон относительной негативности: топоним образовался по редкой в данной местности фамилии, а в местах компактного проживания людей с этой фамилией топонимы не образовались («…на Онеге фамилия Онегин была бы избыточной»). …Расселявшиеся из района Железных Вод «Коковы» компактно осели в Красном Востоке (Гум-Локт) и др., и сохраняют родной абазинский язык. Некоторая часть этого рода поселилась в районе ногайского селения Канглы близ Минеральных Вод. Сюда имело место переселение части рода Коковых, бежавших из Кабарды от эпидемии в конце 19 века (?). Их ногайцы называли «черкеш Коколары»…

  3. Интересно, что это за голословные приписывания кабардинцев Бабугоевых, Коковых, Шинаковых, Гоовых, Курашиновых и Эльчапаровых к абазинам? Автор статьи может это как-то разъяснить или доказать, прежде чем подобное голо приписывать тут к фамилиям? Я из Залукокоаже, и моя фамилия Кокова, а по матери Бабугоева (тоже с Залукокоаже). Но я ни от одной из сторон всерьёз не слышала, что мы якобы имеем какое-либо абазинское происхождение. Да и сейчас сохранились три прежних аулов Абуковых — Залукокоаже, Хумара и Первомайское. И что интересно и в Залукокоаже и Хумаре, до сих пор как и со времени их образования, жители сёл продолжают считать себя адыгами и никем иначе. А в Первомайском хоть сейчас большинство населения уже составляют заселившие его карачаевцы, но кабардинцы пока что ещё остаются вторым по величине народом села, хоть их численность там и продолжает сокращаться из-за оттока населения. Поэтому просто неясны эти голословные приписывания от лиц авторов статьей некоторых кабардинских родов и тем более сёл к абазинам. Надоело уже

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

36 + = 43