5. На службе народной власти

Летом и осенью 1917 г. политические страсти в России стали бурно накаляться. Прав был поэт, написавший такие строки: «В терновом венце революции грядет 17-й год». Но таким венцом были увенчаны и последующие годы — вплоть до 1920 г., когда шла кровопролитная, братоубийственная гражданская война. Она продолжалась более трех лет. Событий происходило настолько много и настолько накаленно, противоборство сил настолько бескомпромиссным, что Северный Кавказ, образно говоря, представлял собой кипящий котел.

Основы революционной власти на Северном Кавказе были заложены на съездах народов Терека. Съездов было пять. На II съезде, который проходил в гор. Пятигорске (1-й этап) и на котором произошло признание Советской власти, принимали участие и представители сел. Абуковское Асхад Бжеников, Инал Котов, Асланби Бабугоев. Жители села встречали едущих на съезд в гор. Пятигорск делегатов как дорогих гостей, сопровождали их почетным эскортом.

Люди приветствовали Советскую власть, считая ее своей, народной. Но в результате открытого выступления против Советской власти, ее удалось временно свергнуть. Более года продолжалась оккупация территории Кабардино-Балкарии деникинскими войсками. Многие из мужского населения сел. Абуковского сражались на стороне красных. С оружием в руках Советскую власть защищали Худа Бжахов, Хажумар Бабугоев, Маша Алабов, Хасанби Маремшаов, Мусса Мазанов, Мусарби Псануков, Хамид Аброков, Кучук Теуважев, Якуб Бжахов, Асланби Бабугоев, Худжа Бабугоев.

24 марта 1920 г. в Кабарде и Балкарии была восстановлена Советская власть. Верховной властью был объявлен революционный Комитет во главе с Беталом Калмыковым.

26 марта 1920 г. создан Залукокоажский сельский революционный комитет. В него вошли Асхад Бжеников, избранный председателем, Худ Вакашев, Лукман Бжахов, Нух Хакиров.

В мае 1920 г. решением общего собрания Абуково переименовано в сел. Залукокоаже, тогда же был создан сельский Совет. Первым председателем избрали Инала Котова. Свою солидарность с новой властью и ее поддержку руководители сел. Абуковское стали доказывать на деле — своей заботой о людях.

Первым председателем Абуковского сельского Совета был избран Инал Котов 24 апреля 1920 г.3 В этой должности он проработал до 12 августа 1921 г. На заседании Залукокоажского сельского исполкома, состоявшемся в этот день, принято решение: “Избрать председателем ревкома (сельсовета) Ибрагима Аброкова, его товарищем (заместителем) Мухтара Бженикова, секретарем Ивана Захарченко”. Примерно через год пост председателя Залукокоажского сельского Совета занял другой человек Лукман Бжахов. Не может не возникнуть вопрос: почему происходит такая скоротечная сменяемость руководителей? Может быть случались какие-то конфликты между членами исполкома? Главная причина заключалась в неимоверной загруженности человека, который нес самую большую нагрузку — председателя. Трудно было выдержать тот рабочий ритм, который задан Окружным ревкомом, присылавшим циркуляр за циркуляром. Да и сами руководители села не могли иначе, как отдавать всего себя работе. Энтузиазм, исходивший от новой власти, становился источником надежд на лучшую жизнь и преодоление возникавших трудностей.

За период с 24 апреля 1920 г. по 27 декабря 1921 г. исполком Залукокоажского сельского Совета провел более 33 заседаний. На повестку дня этих заседаний выносились самые актуальные, жизненно важные вопросы, волнующие на сегодня жителей села. Исполком старался решать их в соответствии с учетом интересов граждан и во взаимодействии с окружным исполкомом. Вот протокол заседания исполкома от 3 июля 1920 г. Решение, принятое на нем, отмечено грамотным подходом к обсуждаемой проблеме и заботой о будущем села и его дальнейшем развитии.

«Ввиду того, что в 1886 г. надел земли был на 84 двора, а в настоящее время население увеличилось до 171 двора, и в нынешнем году покос испорчен жарой, гражданам села не хватит на зиму для прокормления скота сена, говорится в принятом решении и убедительно доказана необходимость дополнительного нареза для граждан села.
Протокол подписывали:
председатель Ревкома сел. Залукокоаже Инал Котов.
Члены: Кучук Теуважев,
Нахо Кушхов,
Лукман Кубалов
и секретарь сел. Золка Иван Захарченко ‘».

Вместе с Советской властью, которая все крепче становилась на ноги, в жизнь приходили новые веяния. Они прежде всего были отмечены категоричным непринятием всего, что было связано в прошлом с именами и делами князей и дворян. Время показало то, что к этому вопросу требовался более разумный и разборчивый подход. Но наступившее время настолько было окрашено революционным красным цветом, что власть «рубила» с плеча, вовсю демонстрируя особо жесткий подход к делу. Как указывалось, Советская власть в Кабарде и Балкарии установилась 24 марта 1920 г., а менее чем через месяц от всех населенных пунктов было потребовано Окружным ревкомом их переименования.

«Из протокола заседания Нальчикского окружного ревкома о переименовании селений, названных по фамилиям князей и дворян.
Слушали: о переименовании селений округа, носящих названия по фамилиям князей и дворян.
Постановили: Потребовать от сельских ревкомов к 15-го сего мая представить в окружной ревком приговоры о переименовании всех селений округа, носящих названия по фамилии своих князей и дворян, дав им другие названия по усмотрению обществ. Селения, не представившие к указанному сроку таких приговоров, считать контрреволюционными и подлежащими наказанию.
Предревком Б. Калмыков.
Секретарь…»

В соответствии с требованием ревкомовского циркуляра название сел. Абуковское на сходе граждан было переименовано в Залукокоаже 15 мая 1920 г.

Новое входило в жизнь села вместе с его переименованием. Случались перегибы у проводников новой власти, понимавших ее политику нередко прямолинейно как отказ от всего ценного и лучшего, что накоплено и содержится в опыте старшего поколения. Но при любых обстоятельствах в деятельности исполкома Залукокоажского сельского Совета приоритетным всегда оставалась забота о подрастающем поколении, его образовании и воспитании. Впрочем, это являлось традицией, зародившейся в селе со времен его основания. Еще в 40-х г. XIX в. Д. С. Кодзоков, о ком упомянуто выше, в Абуковском, селении, которое он считал своим родным, открыл начальную школу для детей. То ли этот факт постепенно сыграл свою роль или сами жители испытывали особую тягу к грамотности — 12 % из них умели читать и писать, когда дореволюционная статистика дает уровень грамотности среди коренных народов Кабарды и Балкарии в пределах 1—1,2%.

Нельзя сказать, что до Советской власти никакой организации школьного образования не было. Это дело пытались организовать такие далеко неглупые люди, как последний начальник Нальчикского округа С. Клишбиев. Но по-настоящему обучением и воспитанием детей государство начало заниматься только при Советской власти. Эта задача, как одна из первейших, стояла и перед исполкомом Залукокоажского сельского Совета.

В мае 1921 г. заведующая школой Любовь Тегринова написала заявление председателю Залукокоажского исполкома, в котором указывала: «Не получив денег от народного образования, две недели тому назад обратилась в Исполком сел. Залукокоаже с просьбой помочь мне в оборудовании школьного инвентаря». Помощник председателя и казначей от имени исполкома обещали помочь красками, болтами для прибития досок, в ремонтировании парт. «Сегодня 8 мая – день открытия занятий… а у нас в школе – пустота. Поэтому я обращаюсь к Вам с просьбой помочь мне в моем безвыходном положении». Примерно в такой ситуации оказывались сельские школы на заре Советской власти, которая, несмотря на трудности, находила выход. Как это произошло в данном случае. В ответ на заявление зав.школой на следующий 1922 г. в смету денежных расходов был включен специальный пункт «на содержание школы, ремонт ее и уплата за аренду школьного здания — 550000 руб.»

Но Окружной исполком, который устраивал периодические проверки состояния школ в области, относительно Залукокоажской школы в сентябре 1922 г. присылает циркуляр, в котором председатель был строго предупрежден о необходимости приведения школы в порядок, т. е. довести ее ремонт до качественного завершения. Циркуляр подписывает заведующий ОБЛОНО Батый Лукманович Хуранов. Имя его хорошо знали в Кабарде и Балкарии. Во всех селениях к нему относились с большим уважением. К циркуляру, подписанному им, в Залукокоаже отнеслись адекватно. Оперативно организовали заседание исполкома, которое провели в самой школе (в архивных документах — сельское училище) с участием заведующего Залукокоажским сельским училищем Осипова и попечителя того же училища Азамата Барсукова 26 ноября 1922 г. о завершении ремонта здания училища и приобретении мебели.

Время, в котором находилась область, отражало политическую ситуацию в Залукокоаже, как и во всех селениях Кабарды. В сознании большинства людей оказались живучими стереотипы, «красные-белые», «бедные-богатые», «князья-угнетатели». Исполком Залукокоажского сельского Совета, актив самого села не могли не обращать внимание на все это. Но в начале 20-х гг. примеров жесткой классовой борьбы в Залукокоаже еще было мало. Но сельский исполком все же строго следовал (и не мог не следовать) призыву «быть бдительным», исходящему от центральных властей. Тщательно проверялась личность каждого приехавшего или приглашенного на работу, строго контролировались отъезды граждан и т. д. Такова была обстановка после гражданской войны. При одной из проверок в феврале 1922 г. выявилось, что заведующая школой Любовь Тегринова скрывала свою настоящую фамилию, т. е. она не Тегринова, а Шегренова, и была арестована Баксанской участковой милицией за сокрытие своей настоящей фамилии, т. е. жила и работала под чужой фамилией. Начали «копать глубже» и нашли сведения о том, что она является крупной домовладелицей в городах Пятигорске и Железноводске и стандартный в таких случаях вывод в отношении представителя «чуждого класса»: «дезорганизовала школьное дело». Зав. школой уволилась с работы. Сообщая об этом в Отдел народного образования области, зам. председателя исполкома сел. Залукокоаже просил «командировать преподавателя для замещения Л. Тегриновой или разрешить обществу (села) пригласить на ее место другого».

Как сложилась дальнейшая жизнь Л. Тегриновой? Может быть, на самом деле она Шегренова и жила под чужой фамилией? А может, дело в ее отношении сфабриковано? Мы всего этого не ведаем. Но ее имя останется в истории школы сел. Залукокоаже. Пусть учащиеся знают хоть и небольшие сведения о человеке, который в 1920 г. сразу после установления Советской власти, одним из первых был обеспокоен за нормальное обучение детей.

Среди новшеств, входивших в жизнь залукокоажцев с новой властью, одно из первых мест занимали газеты, журналы и книги. Старшие очень хотели видеть молодое поколение грамотным, разбирающимися во всех вопросах, умеющими читать и писать. Их желание сельисполком поддерживал всячески, используя каждую возможность. Залукокоажский исполком тесно сотрудничал с Нальчикским окружным отделением КавРоста и Госиздата. Так, в обращении КавРоста к Залукокоажскому исполкому говорилось: «Советскую газету очень интересует все, что происходит в селениях и аулах округа. Всякое полученное сообщение о сельской жизни печатается и направляется в область. Там, где сообщают о своих нуждах или непорядках — принимаются сейчас же меры…» Все это очень интересует Советскую печать и в то же время служит к скорому улучшению нашей жизни». Исполкому сел. Залукокоаже за сотрудничество с КавРоста газеты высылали в первую очередь.

Первые годы Советской власти в Залукокоаже, как, впрочем, и в других населенных пунктах области, настолько были интенсивны и спрессованы, что, просматривая архивные документы, диву даешься, как все это успевали делать руководители села. Короткие распоряжения-циркуляры Нальчикского округа и его ведомств — наглядная характеристика этого времени, отмеченного взаимопомощью, поддержкой, напряжением сил так, чтобы выполнить намеченные задания Советской власти. 14 февраля 1921 г. заведующий Зольским фуражным пунктом обращается к исполкому сел. Залукокоаже телефонограммой: «Прошу Вашего содействия для получения от граждан вашего селения железных вил во временное пользование (не более как на семь дней) в количестве 20 вил». Циркуляры, содержащие просьбу, подобно этому, и звучащие как приказ о немедленном выполнении заданий продразверстки по хлебу, если нет, замена его сеном для общественного скота, регулярно шли в адрес исполкома Залукокоаже. Таким образом, история села в начале 20-х гг., несмотря на трудности периода после гражданской войны, отмечена тесной хозяйственной, экономической, политической и культурной связью с Нальчикским окружным Управлением.

В первые годы НЭПа жители Залукокоаже добились заметных успехов в получении урожая пшеницы и кукурузы. Переходящие на кооперативные основы крестьяне стали жить зажиточнее, рассчитались с государством и несколько лет держали взятый темп. В умелых руках крестьян земля становилась источником зажиточной жизни. Это было не по душе людям, таившим в себе ненависть к новой власти, скрыто, а нередко и открыто, мешающим мероприятиям, которые проводили исполком, актив села, первые коммунисты и комсомольцы. Днем, скрываясь в лесах и ущельях, они ночью группами шли на грабежи. Надо же было добыть себе пропитание.

В истории эти люди остались как банды, противостоящие Советской власти. Среди них оказались и такие, кто в годы гражданской войны защищал Советскую власть. А потом стали недовольны проводимой на деле политикой. Так или иначе, они действовали тоже вкупе с деклассированными элементами. По воспоминаниям старожилов, банда, вошедшая в Залукокоаже под покровом ночи, у многих семей насильно забрала все ценные вещи и сбережения, запаслась продуктами. Такие случаи были не единичны. Поэтому охрана села, граждан, мирно живущих и работающих, встала перед исполкомом как одна из важнейших задач.

В феврале 1921 г. председатель сельского Совета подал рапорт Нальчикскому окружному военному комиссару с просьбой выделить для охраны села трех всадников из кавалерийского полка 33-й дивизии Эти всадники Умар Берсеков, Алим Котов и Мухтар Исмаилов являлись уроженцами Залукокоаже и находились на военной службе. Видимо, поэтому оперативно не отреагировали на просьбу исполкома с Залукокоаже. Тогда состоялось специальное заседание исполкома, на котором рассматривали вопрос по организации охраны села, и было принято решение о выделении трех человек для охраны села. Это были те односельчане, о которых просили военного комиссара. Правда, с заменой одной из кандидатур. На первых порах они работали в пешем порядке. И вот снова председатель исполкома села подает рапорт Нальчикскому окружному военному комиссару, в котором просит «впредь оставить упомянутых всадников вверенного мне исполкома в качестве милиционеров, т.к. селение в настоящее время охраняется ими и другой охраны никакой нет»’.

Помимо охраны селения в повестку дня указанного заседания исполкома были вынесены и другие важные вопросы жизни села (см. прил., с. 38—41).

Здесь уместен вопрос: почему из множества проблем: земельных, хозяйственных, организационных, кадровых, культурных — сельский исполком поставил на первое место создание сельской милиции, прообраза сегодняшнего органа внутренних дел. Потому что без сильной власти, способной навести порядок в селе (а если шире подойти — в области, в стране) все, что было завоевано в результате гражданской войны, т. е. победа Советской власти не дала бы ожидаемого, обещанного результата. Уже доходило до того, что соседи, испокон веков относившиеся друг к другу по-доброму, начали нарушать эту традицию. Это хорошо понимали в центре и на местах. Председатель Нальчикского окружного ревкома Бетал Калмыков в телефонограмме в адрес Залукокоажского исполкома строго указывал:

«Предлагаю с получением сего немедленно выяснить точное количество угнанных в Карачай крупного рогатого скота, лошадей и овец за время 1919—1920 гг. бандитами. По выяснении с ними домашних хозяйств, с отметкою угнанных у каждого отдельно, безотносительно доставить в Окружной исполком для передачи в комиссию по возмещению убытков за упомянутый скот по 10 мая с.г. Подпись: предисполкома Б. Калмыков, секретарь А. Куденетов».

Залукокоажский исполком активно занимался также сохранением и охраной исторических памятников, находящихся на своей территории. Циркуляр по этому поводу был получен председателем исполкома сел. Залукокоаже И. Котовым за подписью Бетала Калмыкова, велся регулярный отчет перед культотделом Окружного исполкома и по этому вопросу.

В архивных документах по истории Залукокоаже сохранились факты о том, что члены исполкома и актива села вынуждены были оторваться от решения мирных задач, и с оружием в руках защищать граждан. Здесь не имело значения: они свои, односельчане, или нет. Мало-помалу сельская милиция стала давать отпор бандитским группам, по ночам наведывавшим в село. При всем при этом главная дорога из Кабарды в Ставропольский край, в частности, в гор. Пятигорск, проходила через Залукокоаже. На этой дороге происходили разные события.

24 мая 1923 г. банда грабителей напала на граждан, возвращавшихся из Пятигорска, завладели их имуществом, вырученными на рынке денежными средствами. Одного тяжело ранили. Ибрагим Аброков, занимавший в то время должность председателя исполкома сельского Совета сел. Залукокоаже, оперативно организовал группу односельчан, которая стала преследовать бандитов по пятам. В нее вошли член военного отдела исполкома Астемир Бабугоев, объездчики Исмаил Гоов, Алим Котов, Адам Хакиров, Аслан Амшуков, секретарь исполкома Иван Захарченко. Возглавил группу старший милиционер Баксанской окружной милиции Сергей Кренер. Умелым действием группы банда была ликвидирована

В 20-х гг. XX в. подобные происшествия в истории села были далеко не единичны. И каждый раз представители мужского населения грудью вставали на защиту своей малой Родины.

Жители сел. Абуковское старались следовать лучшим традициям своего народа. Это была преемственность, унаследованная от старших поколений. Одна из этих традиций сводилась к содержанию во все времена года своего двора, усадьбы, прилегающей к ним территории в чистоте и порядке. Путешественники по Кавказу, заезжающие в Абуковское, как, впрочем, и в других адыгских селениях, отмечали то, как опрятно и по-земледельчески грамотно ведут их жители свое хозяйство, выращивают сады, просо и кукурузу, овощи в огородах. В основе всего этого лежала экологическая чистота, что выражалось и веками сохранялось в характере и культуре людей. Новая власть не просто поддерживала такое состояние, но даже жестко требовала его соблюдения: ситуация, сложившаяся после гражданской войны, диктовала условия. И одной из важных задач, решением которых неусыпно занимался исполком Залукокоаже — это то, чтобы все жители, все семьи в своих дворах соблюдали санитарные нормы. По этому вопросу из областного окружного исполкома в адрес председателя Залукокоажского Совета поступали циркуляры один за другим и в каждом из них говорилось о его личной ответственности за чистоту на территории и во дворах, на улицах и площадях селения. Предлагалось «немедленно организовать санитарную комиссию не менее как из трех человек», которые мобилизовали бы жителей на строжайшее соблюдение санитарных норм. Необходимость такого неоднократного предупреждения исходила из «опасности появления эпидемии холерных заболеваний. Тревожная телефонограмма в адрес Залукокоажского исполкома также поступила от заведующего ветеринарным отделом Нальчикского окружного ревкома: «…Надвигающаяся холера, случаи которой зарегистрированы в Нальчике, обязывает каждого гражданина следить за чистотой двора и своего помещения». Исполком сел. Залукокоаже оперативно среагировал на указания Нальчикского окружкома, создав санитарную комиссию из своих активистов в составе Лаурсана Карданова, Каракеза Лакушева и Аслана Кокова. Содержать улицы, дворы, всю территорию администрация села, ныне поселка, рассматривает и сегодня, в первой половине XXI в. как завет отцов и дедов, а землю бесценным достоянием, которую надо беречь и приумножать. Весть о заседаниях исполкома разносилась по селу с помощью крикуна (Гъуо).

Бжеников М.М. “Абуково-Залукокоаже: История и судьбы”. 2016 год.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий